Наверно у вас тоже есть родственники в России. Или знакомые. И вы, наверное, тоже в какой-то момент удивились тому, что им невозможно объяснить то, что происходит у нас. Здесь. В Украине. Как будто какая-то невидимая стена отгородила нас. Одни и те же события и факты интерпретируются по разному. Мы печалимся, они радуются. Мы радуемся, они недоумевают. В социальных сетях говорят о зомбировании, о промывании мозгов. О том, что благодаря агрессивной пропаганде российские люди в массе своей стали искаженно и тенденциозно воспринимать события в нашей стране. Люди продолжают ходить на работу, воспитывать детей, брать кредиты, здороваться с соседями. И только в отношении Украины они демонстрируют явную неадекватность. Чрезмерную эмоциональность, экзальтированность, нежелание разбираться в фактах, разрывы в мышлении. Как такое могло произойти?
За объяснением предлагаю обратиться к клинической психологии. Она изучает протекание патологических психических процессов. Как меняются поведение, мышление, чувства людей в условиях стресса, болезни или агрессивной пропаганды. Как мы можем охарактеризовать состояние массового российского сознания с точки зрения клинической психологии? Мне кажется, что это вариант бредового состояния. В клинической психологии бред относится к расстройствам мышления. Человек, страдающий от бреда, вполне ориентируется на местности, может назвать дату и время, может идентифицировать самого себя. Но при этом железно убежден, что его соседи – цэрэушники, жена и дети хотят отравить его, или же он находится на пороге фантастического научного открытия. Бредовые убеждения такого человека не поддаются критике. Они выше критики. Критика их не задевает. Например, члены Белого Братства были уверены, что все люди являются биороботами, и только члены Белого Братства остаются последними нормальными людьми, биороботы хотят убить последних нормальных людей, поэтому биороботам нельзя доверять, нельзя брать от них лекарства, нельзя с ними общаться. И когда психиатры пытались работать с Белыми Братьями, это было бесполезно.
Бывает бред преследования, бывает маниакальный бред, бывает бред отношения, когда человеку представляется, что все события в мире имеют отношение непосредственно к нему. Элементы бреда могут встречаться в нашей повседневной жизни, просто мы редко обращаем на них внимание. В спешке жизни нам не всегда хватает времени чтобы разобраться, почему, например, бывшие супруги вдруг начинают ненавидеть друг друга. Почему их объяснения для окружающих выглядят странными. Почему они после многих лет жизни вдруг приобретают уверенность, что бывший супруг намерен им обязательно навредить, испортить имущество или даже жизнь. Для окружающих это выглядит как чушь и ерунда, а для самого супруга такие объяснения субъективно очень весомы.
Если мы по какой-то надобности пытаемся разобраться в их отношениях, то с удивлением обнаруживаем определенную логику в их представлениях. Разнородные факты, мнения, чувства группируются в мышлении каждого супруга таким причудливым образом, что с первого раза он (она) может даже убедить стороннего наблюдателя в своей правоте. Ну, действительно, занимается другой супруг мелким семейным вредительством, гадит исподтишка, замыслил недоброе. И только проанализировав неспешно эту внутреннюю логику, поговорив с другой стороной, соседями, родственниками, мы можем прийти к выводу, что это логика бреда. Замысловатая, необычная, внутренне складная, иногда довольно убедительная, но все равно болезненная бредовая логика.
Давайте попробуем разобраться в российской логике бреда касательно актуального внешнеполитического конфликта. Итак, российский геополитический бред, которое долгое время был латентным, малозаметным, но в последнее время благодаря агрессивной пропаганде перешел в острую фазу. В чем задача бредовой логики? Доказать, что все происходящее с Украиной является закономерным, целесообразным и единственно возможным. Что украинцы сами своими действиями или бездействием спровоцировали российское руководство на адекватные действия. Что в данной ситуации неправомерно употреблять резкие выражения: аннексия, захват, агрессия, предательство, обман, ложь. Надо употреблять мягкие выражения: воссоединение, восстановление исторической справедливости, умиротворение, симметричные действия.
В искаженной бредовой картине мира обязательно присутствуют основные ядра, смысловые узлы, которые позволяют сохранить в течение длительного времени искаженный характер мышления. Они образуют структуру бредовой логики. В нашем случае такими смысловыми ядрами являются следующие положения:
- Это большая геополитика. В мире происходит противостояние великих держав. Мы боремся с Западом. Так случилось, что Украина стала местом глобального противостояния. Сама по себе Украина для нас интересна только в свете противостояния с засильем западных держав. Такая себе геополитическая каша.
- Украины как полноценного государства не существует. Есть вывеска, а государства нет, это эфемерное образование. Есть братский украинский народ, который мучается в этом несостоявшемся государстве. Поэтому невозможно разрушить то, чего нет.
- Украинцев как отдельного народа не существует. Украинцы – это такая тупиковая ветвь большого русского народа. Украинцы для нас свои в доску. Невозможно воевать с теми, кого не существует.
- Украины как политического субъекта не существует. Украина полностью зависима от решений мифического Запада, вашингтонского обкома. Поэтому разговаривать и договариваться надо с западными лидерами, а не с украинскими руководителями. Мы в упор не замечаем Украину.
- Единого украинского руководства не существует, есть киевское руководство с сомнительной легитимностью. «Киевская хунта». Это правительство не представляет всю Украину, это ставленники западных правительств и выходцы с Западной Украины. Не с кем разговаривать. Они ни кого не представляют.
- Власть в Киеве захвачена в результате вооруженного мятежа, под дулами автоматов. Власть контролируется нацистами, неофашистами, экстремистами. Это очень агрессивная власть, губительная для русских и русскоговорящих украинцев. Мы не видим в такой власти партнера для диалога. Это не власть, а кучка мятежников.
- Украина в огне. По улицам бродят люди с автоматами, которые нападают на тех, кто им не нравится. В стране воцарились хаос и разруха. Мы наблюдаем признаки гуманитарной катастрофы. Надо спасать страну.
- Перенос ответственности. Вы ребята сами это заслужили. Надо это честно признать. Сидели бы тихо, не устраивали майданов, ничего бы не было. А теперь не жалуйтесь. Вы, украинцы, сами во всем виноваты.
- Иллюзия гражданской войны. У вас там серьезное гражданское противостояние, раскол между Востоком и Западом, между украиноговорящими и русскоговорящими. Мы должны защитить русских и русскоговорящих от оголтелых шовинистов. Надо прекратить серьезный внутренний конфликт.
- Миф о братском народе. Мы не воюем с украинцами. Мы даже не можем представить себе войну с украинцами. Мы воюем с экстремистами.
- Мы не нападаем, мы защищаемся. Это вы двигаете к нашим границам конфликты, разруху, хаос. Мы просто вынуждены защищаться. У нас нет другого выбора.
- «Бендеровский» миф. «Бендеровцы» — это недобитые нацисты, которые были все время в латентном состоянии. А теперь подкормленные и пригретые Западом ожили и начали бурно размножаться. «Бендеровцы» — принципиальные противники советского и российского. На образ «бендеровца» проецируется все самое отвратительное и страшное в российском (и советском) массовом сознании. Это синоним вселенского зла, избавление от которого является безусловным благом.
- Историческая справедливость. То, что происходит, является исправлением исторической несправедливости. Все эти годы мы жили с ощущением страшной несправедливости, с незаживающей раной в сердце. Мы не забираем чужого, мы возвращаем свое.
Все перечисленные выше утверждения являются по меньшей мере спорными. Подчеркну еще раз, речь идет о субъективном восприятии, о том, как воспринимаются привычные для нас реальности в массовом сознании северного соседа. Бредовая логика определенным образом программирует индивидуальное сознание, не оставляет места для частного мнения, своей особой точки зрения на происходящее.
Каждый из этих смысловых узлов по отдельности кажется несерьезным. Но все вместе они составляют логическую структуру бреда. Эта структура искажает реальность, позволяет произвольно интерпретировать факты, устраняет явные разрывы и пробелы в аргументации. Согласованная работа всех этих ядер дает возможность не чувствовать тревоги, угрызений совести и стыда массовому российскому человеку. Такая логическая структура обеспечивает защиту от очевидных для нас, украинцев экзистенциальных вопросов: Как можно было напасть на родственников, в минуту наибольшей слабости, используя циничные и наглые средства? Увлечься куском территории и презреть общую историю и трагическую судьбу? Пожертвовать Вечным ради материального? Раздувать свою гордыню, унижая самого близкого?
Можно вести речь именно о патологическом психическом процессе в массовом сознании, поскольку мы встречаемся с серьезными проявлениями психологического нездоровья: откровенной враждебностью, открытым использованием оценочных выражений, явной торжествующей мстительностью.
Жертвой враждебности стали в первую очередь украинские журналисты. Эта враждебность вызвана тем, что именно от журналистов исходит опасность критики бредовых идей. Опасность их разоблачения. Даже если журналист не критикует бредовые представления напрямую, непосредственно. Все равно потенциально он способен обрушить всю бредовую конструкцию. Вопросы задает непонятные, интересуется, ехидничает, а потом еще выставит нас в неприглядном свете. Поэтому лучше с ним не разговаривать, по возможности разбить камеру.
Мы стали свидетелями массированного использования отрицательно эмоционально окрашенных, зачастую оскорбительных выражений: фашистские молодчики, киевская хунта, нацистские деятели, зарвавшиеся экстремисты. Это узнаваемый стиль советской пропаганды. Такие выражения полностью девальвируют человеческую ценность оппонентов, прямо провоцируют на ответную агрессию. Сложно поддерживать диалог, когда один из собеседников мгновенно скатывается к оскорблениям.
И наконец открытые переживания торжествующей мстительности. Съезд победителей, триумфаторов, овации стоя, скандирование. Мы русские, какой восторг! Враг попран, историческая справедливость восстановлена, Империя будет жить, Владимир Владимирович будет назван Владимиром Великим! Мы утерли нос всем: Европе, Америке, Украине! Смотреть со стороны на это захлебывающееся от самоупоения торжество быть очень грустно. Потому что острая фаза бреда всегда заканчивается, горячечный восторг с необходимостью сменяется озлобленной опустошенностью.
И что дальше? Будет ли выздоровление, доктор? А дальше надо последовательно и систематично разрушать основные смысловые ядра бредовой логики. Мы есть. Мы отличаемся от вас. Украина есть. Наше правительство есть. Вы воюете с нами, а не с Америкой. У нас нет внутреннего конфликта, есть внешний. У нас нет хаоса, точнее не было, пока вы не пришли. «Бендеровцы» — это мифологические создания вашего воспаленного воображения. Наше руководство вполне легитимно. Спокойно, методично рассказывать, показывать. Спрашивать как они себя чувствуют, почему используют такую необычную лексику, почему возбуждены сверх меры. Что мы может сделать, чтобы их успокоить. Каких данных или фактов им не хватает для принятия взвешенных решений? Да, мы все немножко нервничаем, это понятно, ситуация необычная, непростая, поэтому давайте забудем о геополитике. Вернемся на землю , к человеческим отношениям. И таким образом, постепенно угар пропаганды обязательно пройдет, неизбежно наступит отрезвление. Именно мы должны помочь процессу выздоровления.
Юрий Ващенко, кандидат психологических наук, "Хвиля"