Япония вступила на путь новой милитаризации. Завоевав конституционное большинство в обеих палатах парламента, правящая партия и её союзники получили возможность завершить реформы, направленные на превращение страны в военную державу. За спиной японских «ястребов» стоят США, выстраивающие в регионе антикитайский альянс.
Военная удавка для Китая
В конце августа ведущие японские издания сообщили о том, что правительство определилось с размером оборонного бюджета на следующий год. Его увеличение сенсацией не стало: военные расходы страны растут начиная с 2013 года. Однако вместо запланированного ежегодного роста на 0,8 процента на этот раз оборонный бюджет будет увеличен на 2,3 процента. Рекордная в истории современной Японии сумма превысит 5 триллионов иен, что равнозначно 52 миллиардам долларов.
Причины форсированного наращивания военных расходов в Токио не скрывают. Доклад министерства обороны Японии называет две страны, вызывающие «наибольшие опасения». Во-первых, это Северная Корея с её ракетной и ядерной программами. Во-вторых, КНР. «Китай… совершает попытки изменения текущего положения дел силовыми методами, в особенности это касается споров на море», — указывается в документе.
О том, что Пекин и Пхеньян вынуждены вооружаться из-за угроз, исходящих от США и сателлитов Вашингтона в регионе, доклад, разумеется, умалчивает. Но достаточно ознакомиться с военной стратегией Токио, и становится совершенно очевидно: иного выхода ни у Северной Кореи, ни у Китая попросту нет. Согласно планам Японии и США, в ближайшие годы будет создана сеть из военных баз, а также элементов противовоздушной и противоракетной обороны на островах Рюкю. Этот архипелаг протянулся на 1200 километров от основной территории Японии до Тайваня. В случае милитаризации островов Китай будет буквально заперт со стороны Тихого океана. Это объясняет ту тревогу, с которой в Пекине относятся к политике соседа, но Токио идёт на сознательные провокации.
В следующем году в страну поступят 16 американских истребителей F-35, способных нести ядерные бомбы, а затем — ещё 26. Уже в октябре японские пилоты отправятся в США для прохождения обучения на этих самолётах. Вдобавок к этому японские власти объявили международный тендер на закупку ещё сотни истребителей пятого поколения. На эти цели выделяется ни много ни мало 40 миллиардов долларов.
Но самолётами перевооружение японских сил самообороны не ограничивается. Япония закупит (опять-таки у США) новые модификации зенитных управляемых ракет морского базирования SM-3, а также конвертопланов V-22 Osprey. С помощью последних Токио сможет доставлять десанты на отдалённые острова. Помимо этого, в Японии начата разработка собственных подводных лодок, беспилотных истребителей и баллистических ракет.
Оснащая армию новым оружием, японские власти делают упор на милитаризацию островов в Восточно-Китайском море. В середине августа стало известно о планах по развёртыванию мобильных ракетных установок на архипелаге Сакисима. Здесь же будут установлены мощные радары и создан постоянный гарнизон численностью не менее двух тысяч бойцов. Первый шаг уже сделан: радар и военный городок на полторы сотни военных размещены на острове Йонагуни — самом близком к Китаю японском владении. От материковой части КНР его отделяют не более 350 километров.
Именно по этой причине всё более ожесточённые споры разгораются вокруг островов Сенкаку (по-китайски — Дяоюйдао), ещё ближе расположенных к Китаю. В Пекине называют архипелаг своей исконной территорией и ссылаются на Каирскую декларацию 1943 года, обязавшую Японию вернуть Китаю все оккупированные ранее территории. Однако после окончания Второй мировой войны острова оказались под юрисдикцией США, а в 1972-м были возвращены Японии. Все эти годы разногласия между Пекином и Токио не переходили критической черты, пока четыре года назад японские власти не объявили о покупке островов, до этого принадлежавших частным владельцам.
Опасность создания нового военного плацдарма заставляет Китай принимать ответные меры, что наталкивается на сопротивление США. Официальный представитель госдепартамента Элизабет Трюдо заявила, что архипелаг Сенкаку находится под управлениям Японии и на него в полной мере распространяются положения американо-японского договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности. В соответствии с ними каждая из сторон расценивает агрессию против союзника как угрозу собственной национальной безопасности.
Узаконивание агрессии
Роль Вашингтона в обострении китайско-японских отношений является ключевой. Суля безнаказанность, США подталкивают Токио к жёстким и зачастую провокационным действиям. Полную поддержку выказывают они и запущенному процессу переписывания японской Конституции.
Напомним, что, согласно 9-й статье Основного Закона страны, «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров». Несмотря на это, уже в 1950-е годы США позволили Японии создать собственную армию. Правда, именуется она Силами самообороны и до последнего времени придерживалась принципа ненападения. В связи с этим на вооружение не принимались такие откровенно наступательные виды оружия, как баллистические ракеты, в армии не существовали морская пехота и десантные подразделения.
Планы модернизации вооружённых сил фактически снимают ограничения. Этой же цели служит инициированный правительством Синдзо Абэ пересмотр Конституции. Поправки должны коснуться пресловутой 9-й статьи и превратить Силы самообороны в полноценную армию. В частности, нынешнее руководство предлагает закрепить возможность Японии участвовать в коллективной самообороне. Другими словами, Токио сможет оказывать вооружённую помощь союзникам (в первую очередь, США) в случае угрозы нападения на них. Помимо этого, Абэ является сторонником возвращения реального политического веса императору. Таким образом, реформы означают радикальную смену того курса, которым Япония двигалась после разгрома во Второй мировой войне.
Но править Основной Закон, согласно японскому законодательству, можно только через референдум. Для его объявления правительство должно заручиться поддержкой двух третей депутатов в обеих палатах парламента. В нижней у правящей Либерально-демократической партии и её союзников конституционное большинство есть последние четыре года. А состоявшиеся 10 июля промежуточные выборы в верхнюю палату позволили правительственной коалиции добрать нужные мандаты. Сразу после объявления предварительных итогов голосования премьер-министр заявил о намерении вынести обсуждение конституционных поправок на ближайшую сессию парламента.
Решимость властей доказали и перестановки в правительстве. Должность министра обороны заняла Томоми Инада. В правящей элите трудно найти человека с более реакционными и воинственными взглядами. В одном из прошлогодних выступлений Инада призналась, что хочет покончить с послевоенным режимом и сделать японцев суверенной нацией «по форме и по существу». В связи с этим она не исключила появления в будущем у Токио ядерного оружия.
Не менее скандальными являются другие факты биографии нового министра. Томоми Инада возглавляет комиссию по отмене решений Токийского процесса 1948 года, признавшего милитаристскую Японию агрессором и виновником военных преступлений. Кроме того, она публично подвергает сомнению японскую оккупацию Китая, заявляя, что это «вопрос точки зрения». Сразу после назначения министр обороны обвинила Китай в попытках изменения статус-кво в регионе и призвала к упрочению антикитайского союза. «Для нас важно укрепить альянс Япония—США, а также трёхсторонние отношения между Японией, США и Южной Кореей, которые разделяют общие стратегические интересы», — заявила она.
Недовольство растёт
Идя по пути правого реванша, японское руководство, однако, не может опираться на большинство граждан. Согласно опросам, больше половины населения не одобряет изменение Конституции. Противоположного мнения придерживаются только 27 процентов жителей. Тревожным сигналом для власти стали массовые протесты на острове Окинава. Десятки тысяч демонстрантов минувшим летом требовали вывода американских баз, военнослужащие и персонал которых регулярно совершают преступления и при этом обладают правовой неприкосновенностью. На выборах в местную ассамблею большинство получили сторонники губернатора, являющегося противником американского присутствия.
Не имеет власть достаточной поддержки и своей экономической стратегии, часто именуемой по фамилии премьер-министра «абэномикой». Проблемы промышленной стагнации правительство пытается решить с помощью комплекса далеко не всегда популярных мер — например, значительного повышения налога на потребительские товары. Несмотря на предпринимаемые шаги, ситуация не улучшается. Согласно данным за июль, японский экспорт уменьшился на 14 процентов в годовом исчислении, а импорт — почти на 25 процентов. ВВП страны во втором квартале продемонстрировал нулевой рост. А главное, продолжается укрепление иены, что отрицательно сказывается на промышленном производстве и экспорте.
Добиваться успехов на выборах правящей партии удаётся почти исключительно из-за отсутствия сильных конкурентов. Основная оппозиционная сила — Демократическая партия — стремительно теряет сторонников, что связано с её непоследовательной политикой. Возникшая в результате объединения разных движений, она раздирается противоречиями. Формально выступая как антагонисты правительства, японские демократы не являются противниками союза с США. Мало того, депутаты от партии вместе со своими оппонентами совершают регулярные паломничества в храм Ясукуни, где поминают души японских военных преступников, казнённых в 1948 году.
В этих условиях на роль главного противника нынешнего курса претендует Коммунистическая партия. На июльских выборах она получила почти 11 процентов голосов, завоевав дополнительно три места в Палате советников. Впервые за последнее десятилетие коммунистам удалось провести депутатов не только по партийным спискам, но и по избирательному округу. В столице победителем стал молодой член КПЯ Таку Ямазое. Не менее успешно прошли для партии последние выборы в нижнюю палату парламента. Численность депутатов-коммунистов выросла с 8 до 21 человека.
Компартию Японии можно назвать по-настоящему массовой политической силой. Она представлена в большинстве законодательных ассамблей префектур и муниципалитетов, имеет большое влияние в профсоюзах. Ежедневный тираж главного печатного органа КПЯ — газеты «Акахата» — превышает полтора миллиона экземпляров.
В отличие от Демократической партии, КПЯ жёстко и последовательно критикует правительство. Коммунисты выступают против конфронтации с Китаем и подчинения внешней политики интересам США, считают огромной ошибкой присоединение Японии к Транстихоокеанскому партнёрству и призывают к ликвидации монархии.
Коммунистическая партия пытается объединить противников правительства для отпора конституционной реформе и создания коалиционного правительства. На последних выборах по инициативе КПЯ был создан оппозиционный блок, выдвинувший единых кандидатов по всем избирательным округам. В истории современной Японии это произошло впервые. Накануне решающих баталий по Конституции компартия имеет все шансы стать стержнем как парламентского, так и массового протеста против опасных реформ.
Источник: https://topwar.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас