Грозовые раскаты мирового системного кризиса и быстрое развитие Китая увеличивают военные затраты стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Поднебесная считается для большинства стран региона основным потенциальным противником. Соседи Китая опасаются, что рано или поздно возросшая экономическая и военная мощь заставит Пекин перейти от теории к практике, когда давно изложенные территориальные претензии к соседям будут воплощены в жизнь. Территориальные споры с Японией, претензии на ряд островных территорий, на которые претендуют такие страны как Вьетнам и Филиппины, длящееся уже много десятилетий противостояние с Тайванем (Республикой Китай), который в Пекине считают частью единого Китая, территориальные споры с Индией и противоборство с Дели за лидерство в регионе, а также другие угрозы заставляют государства тихоокеанского региона уделять всё большее внимание укреплению собственной обороны. Сравнительно недавнее введение Китаем отдельной опознавательной зоны ПВО только усилило разногласия в регионе. В конфликт вовлечены Китай, КНДР, Южная Корея, Тайвань и Япония. Все державы уже сделали ряд заявлений или отреагировали активизацией собственных оборонных программ, которые ведут к росту напряженности в Восточно-Китайском море.
Ситуацию подстегивают Соединенные Штаты, которые производят перегруппировку сил и средств, сделав АТР главным объектом своего внимания. Вашингтон укрепляет свои позиции в Японии, Южной Корее, Филиппинах и Австралии. Стратегия США стара как мир — «разделяй и властвуй». Вашингтон не собирается быть в первых рядах в борьбе с Пекином. Однако американцы подталкивают конкурентов и потенциальных противников Поднебесной. Стратегия Вашингтона заключается в том, чтобы сохранить американское доминирование в регионе с помощью поддержания выгодного для США баланса сил и недопущения появления равного по мощи государства или коалиции стран.
По мнению экспертов аналитической корпорации «РЭНД» и Лексингтонского института, наибольший интерес по итогам 2013 года представляет развитие военных программ Индии, Индонезии, Тайваня, Японии, КНДР и Южной Кореи.
Арджун Mk.II.
Индия
В Нью-Дели практически прямо говорят, что главные потенциальные противники страны — это Пакистан и Китай. Поэтому Индия должна быть готова к войне на «два фронта». Большие опасения вызывает стремление Китая закрепиться в окружающих Индию странах, создав «кольцо удушения». Вооруженные силы Китая пытаются утвердиться в зоне Индийского океана, который считался традиционной сферой влияния Дели.
«Мину» в отношения Индии и Китая заложили ещё британцы. Британская Индия — в неё входили территории современных Индии, Пакистана и Бангладеш, была важнейшей британской колонией. В 1914 году британские колониальные власти и представители тибетского правительства провели т. н. линию Мак-Магона, границу между Индией и Тибетом. После включения Тибета в состав Китая линия Мак-Магона стала границей между КНР и Индией. Своё название граница получила в честь секретаря по иностранным делам Британской Индии и одного из главных участников переговоров Генри Мак-Магона. Длина этой линии около 890 км, она идет в основном вдоль Гималаев. Эту линию в качестве государственной границы признает Индия, правительство Далай-Ламы в изгнании. Китай не признает эту границу, считая, что Тибет не имел суверенитета, будучи частью Китайской империи, следовательно, не имел права заключать это соглашение. На китайских картах территория площадью 150 тыс. кв. км к югу от линии Мак-Магона помечена как принадлежащая Тибетскому автономному району (Южный Тибет).
Осенью 1962 года дело дошло до вооруженного конфликта. Китайцы нанесли индийцам унизительное и сокрушительное поражение, ненадолго заняли Южный Тибет. Однако СССР, США и Великобритания выступили одним фронтом, объявили Китай агрессором и пообещали Индии военную помощь. Китай был вынужден отвести войска. С этого момента Китай стал для Индии врагом №1.
В конце 1980-х возобладала тенденция к восстановлению добрососедских отношений между двумя азиатскими державами. Китай стал первым торговым партнером Индии. В 2011 году двусторонний товарооборот достиг 74 млрд. долларов, а к 2015 году его планируют довести до 100 млрд. долларов. Значительно выросли китайские инвестиции в экономику Индии. Китай и Индию сближает значительное количество общих интересов на международной арене. Так, два азиатских гиганта сотрудничают в рамках БРИКС, ШОС, треугольника «Россия — Индия — Китай». Обе державы заинтересованы в стабильности Афганистана. Дели и Пекин осуществляют друг с другом взаимодействие в таких вопросах как преодоление международного финансового кризиса, борьба с международным терроризмом, проблема изменения климата и экологической безопасности, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности.
Однако это не смогло стереть из памяти индийцев и китайцев проблему «Южного Тибета». Индийские эксперты и общественность по-прежнему внимательно следят за политикой Китая в АТР и Южной Азии. Индийские политики и военные аналитики с опасениями смотрят на то, как КНР модернизирует армию и расширяет свое военное преимущество над Индией. Для некоторых в Индии «жёлтая угроза» уже стала большей опасностью, чем мусульманский Пакистан. К тому же Пакистан теперь больше союзник Китая, чем США, что усиливает угрозу. Китайские успехи в развитии экономики, в области образования, науки и техники позволили провести всестороннее преобразование ВС. Рост международного авторитета и военной мощи позволяет Пекину оказывать давление на соседей для решения спорных вопросов в свою пользу.
Нью-Дели тревожит встраивание китайцами системы союзов и опорных пунктов, обеспечивающих его коммуникации и нейтрализацию Индии. Пекин уже имеет сеть опорных пунктов в Мьянме (Бирме), где китайцы имеют глубоководный порт и прокладывают нефте- и газопровод в провинцию Юньнань. Китайцы имеют хорошие позиции в Бангладеш, который традиционно враждебен Индии. Союзником Китая является Пакистан. Китайцы утвердились на территории Шри-Ланки (порт Хамбантота) и имеют планы создать базу на Мальдивских островах (Марао). Даже Непал, который ранее ориентировался на Индию, теперь больше смотрит в сторону КНР. Китай налаживает с этими государствами плотные экономические и военно-технические связи.
С учётом угроз, исходящих от Китая и Пакистана, индийское руководство продолжает увеличивать военный бюджет, закупая военную технику и оружие в США, Израиле, России и странах Евросоюза (стараясь не попасть в технологическую зависимость от одной страны). Одновременно Дели огромное внимание уделяет развитию национального ВПК. Индийцы быстрыми темпами модернизируют практически все виды и рода войск. Особое внимание уделяется развитию бронетехники (армии Пакистана и Китая индустриального типа, с большим количеством бронетехники), артиллерии и средств ПВО. Армия получает российские танки Т-90С, вскоре их дополнят поставками национальных основных боевых танков «Арджун Mk-2». В рамках совместного с Израилем проекта по созданию «солдата будущего» F-INSAS (Futuristic Infantry Soldier As a System) индийская пехота постепенно оснащается новой электроникой, средствами связи и оружием. ПВО и ВВС укреплены новым ЗРК среднего радиуса действия «Акаш». В частности, в 2010 году индийские ВВС приняли на вооружение ЗРК «Акаш», которые стали частью программы по укреплению северо-восточных рубежей страны. Зенитно-ракетная система защищает стратегические районы, включая аэродромы, мосты в регионе Брахмапутра, электростанции и железнодорожные узлы.
Индия продолжает крупномасштабное перевооружение своих ВМС. В ноябре 2013 года Россия передала Индии авианосец «Викрамадитья» (бывший тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). 8 января 2014 года появилась новость о прибытии авианосца на военно-морскую базу Карвар на побережье южного индийского штата Карнатака. Теперь вместе со старым «Вираатом» (бывшим британским «Гермесом») у Индии два авианосца. Кроме того, 12 августа 2013 года на воду был спущен первый национальный 40000-тонный авианосец «Викрант». Его планируют передать ВМС в 2018 году. Всего Индия планирует построить 3 корабля данного типа.
Авианосец INS Vikramaitya (R-33) в сопровождении авианосца INS Viraat (R-22) в Индийском океане. На заднем плане — фрегат INS Teg и эсминец INS Mumbai
В ближайшее время индийские ВМС получат 3 эсминца проекта 15A «Калькутта». Эсминцы будут вооружены 16 ПКР «БраМос» и ЗРК «Барак». В 2011 году Министерство национальной обороны Индии подписало контракт на строительство 3-й серии новых эсминцев проекта 15В. Корабли буду переданы флоту в 2018-2024 гг. Эти корабли получат крылатые ракеты с ядерной боевой частью и ЗРК увеличенной дальности совместной индийско-израильской разработки. В период с 1999 по 2013 год индийские ВМС получили серию из шести фрегатов «Тальвар», построенных в России. Есть возможность покупки ещё одной серии фрегатов в России.
Надводный флот усилит закупка партии из 8 кораблей противоминной обороны. Контракт с южнокорейской компанией Kangnam оценивается в 1,2 млрд. долларов. Индийские ВМС получат корабли в 2016-2018 гг. Первые два корабля построят в Пусане (Южная Корея), остальные шесть — в Индии. Индийские ВМС также объявили тендер на постройку 4 десантных кораблей-доков. Сумма контракта оценивается в 2,6 млрд. долларов. Два корабля построит победившая в конкурсе компания, ещё два — индийская компания «Хиндустан Шипярд Лимитед» (HSL). Таким образом, Индия планирует серьёзно укрепить десантные возможности вооруженных сил.
Возможности по морскому патрулированию будут усилены поставками американских самолетов P-8I «Посейдон» (заказано 8 самолетов, получено — 3). Адаптированные под требования ВМС Индии патрульные противолодочные самолеты получили название P-8I «Нептун». Они вооружены противокорабельными ракетами «Гарпун», противолодочными торпедами Mk.54 и бомбами Mk.82. Всего Индия хочет иметь не менее 24 дальних противолодочных самолетов. Возможности морской авиации также усилит покупка японских гидросамолетов ShinMaywa US-2. Предварительной договоренности об их покупке достигли в декабре 2013 года. Минобороны Индии объявило тендер на поставку девяти самолетов-амфибий в конце 2010 года.
Подводный флот укреплен покупкой у Франции 6 субмарин типа «Скорпен». Их поставка ожидается в 2015-2018 гг. Индийские ВМС постепенно обзаводятся и атомными АПЛ. В январе 2012 года Россия передала Индии в лизинг сроком на 10 лет АПЛ проекта 971У «Щука-Б» К-152 «Нерпа». В индийских ВМС она получила название «Чакра». Российская лодка нужна Индии для подготовки экипажей пяти АПЛ типа «Арихант». Головной корабль был спущен на воду в 2012 году. АПЛ будут вооружены 12 баллистическими ракетами К-15 Sagarika с дальностью полета от 750 до 1500 километров. В начале 2013 года испытания БР успешно завершились. Ракета способна нести обычную или ядерную боеголовку массой до тонны. В перспективе АПЛ могут вооружить баллистическими ракетами «Агни-3», с дальностью полета от 3,5 тыс. км.
Весьма впечатляют и успехи в области воздушных вооружений. Минобороны Индии в качестве среднего многоцелевого истребителя выбрало французский «Рафаль». По последней информации, в ближайшее время будет подписан контракт на приобретение 18 истребителей, которые будут полностью изготовлены компанией Dassault Aviation. Контракт на остальные 108 самолетов будет заключен после национальных выборов, они запланированы на конец марта. Ведутся также переговоры о покупке воздушных танкеров A330MRTT компании Airbus (6 машин).
Одновременно индийские военные планируют увеличить парк Су-30МКИ до 272 машин. Дели также участвуют в проекте создания самолета 5-го поколения FGFA (на базе российского Т-50). Всего планирую поставить на вооружение более 200 самолетов. В начале 2014 года объявлено о возобновлении программы проектирования перспективного истребителя 5-го поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft). Разработка AMCA была приостановлена из-за необходимости сконцентрироваться на доработке истребителей Tejas. Новый боевой самолет обещают поставить на крыло в 2018 году. Истребитель должен заполнить нишу между легкими истребителями Tejas и тяжелыми FGFA.
В конце 2013 года легкий истребитель Tejas получил начальный операционный допуск. Теперь его можно поставлять в войска. ВВС Индии заказали 40 новых легких истребителей Tejas. Их поставка должна начаться летом 2014 года и завершиться в 2016-2017 гг. Позднее ВВС Индии планируют получить вторую партию истребителей Tejas в версии Mk.II с более мощными двигателями и увеличенными номенклатурой вооружений и боевой нагрузкой (до 100 машин).
Кроме того, к концу 2014 года индийские ВВС должны получить все стратегические военно-транспортные самолеты Boeing C-17 Globemaster III (10 машин). В конце 2013 года появилась новость о готовности Индии купить дополнительную партию из 6 транспортных самолетов Lockheed Martin С-130J Hercules (на вооружении ВВС стоят уже 6 машин). У бразильской компании Embraer приобретены 3 самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления EMB-145. В 2012 году Министерство обороны Индии закупило 22 ударных вертолета AH-64E Apache для ВВС. Есть информация о покупке дополнительной партии американских ударных вертолетов для сухопутных войск, в том числе для воздушной поддержки горных соединений.
Успешно развивается и ядерная программа Индии. На вооружении стоят ракеты малой дальности (РМД) «Притхви», баллистические ракеты средней дальности «Агни-I» (700—900 км) и «Агни-II» (2-3 тыс. км). Индия приняла на вооружение баллистические ракеты «Агни-III» (3,5-5 тыс. км). В декабре 2013 года прошли очередные успешные испытания «Анги-3». У неё будет и морской вариант, для АПЛ типа «Арихант». Идёт разработка МБР «Агни-5» (более 5 тыс. км).
Надо отметить, что, несмотря на мировой кризис и некоторый упадок индийской экономики, масштабное перевооружение индийских ВС продолжается. Рост ВВП в 2010 году составлял 10,1%, в 2011 — 6,8%, в 2012 — 4,7%. Негативные тенденции отмечались и в 2013 году. Несколько последних лет продолжается рост инфляции. Однако военный бюджет постоянно увеличивается. По данным британского Института стратегических исследований, расходы на оборону составляют около 2% ВВП Индии. В 2011 году они составляли 25 млрд. долларов США, в 2012 году — 27,6 млрд. долларов, в 2013 году — 31,2 млрд. долларов (по другим данным, 36 млрд. долларов). Ожидается, что к 2015 году оборонные расходы возрастут до 42-45 млрд. долларов. И это несмотря на запланированное сокращение госрасходов. Последнее не затронет оборонную сферу.
Радиус поражения ракет «Агни»
Продолжение следует…
Самсонов Александр, http://topwar.ru