К настоящему времени в США создана достаточно крупная и развитая многокомпонентная система стратегической противоракетной обороны, однако она не в полной мере соответствует актуальным вызовам и требованиям. В связи с этим Агентство по ПРО занимается разработкой сразу нескольких новых проектов разного рода, направленных на повышение общей эффективности и расширение боевых возможностей.
Глубокая модернизация
Актуальные планы Агентства по ПРО, реализация которых уже началась, предусматривают серьезную перестройку систем обороны. В целом предполагается сохранить основную часть существующих компонентов ПРО, модернизировать их и дополнить новыми системами. Одновременно с этим имеющаяся система станет многоуровневой, что позволит создать более эффективную эшелонированную оборону.В этом году продолжаются работы по противоракете SM-3 Block IIA, на что выделено ок. 40 млн долл. В ноябре прошлого года Агентству по ПРО и подрядчикам удалось провести первый успешный испытательный запуск такого изделия с перехватом учебной цели. Это стало поводом для оптимизма, но в целом не повлияло на объем и сложность предстоящих работ. Соответственно, мероприятия по новой модификации SM-3 будут продолжаться.
Продолжаются работы по развертыванию и совершенствованию сухопутных комплексов ПРО Aegis Ashore. В 2021 ф.г. на эти нужды требовали более 55 миллионов. В ближайшем будущем предполагается завершить развертывание очередного такого комплекса на Гавайях. Также необходимо доработать аппаратную и программную часть для будущего использования последней модификации ракеты SM-3.В 2021 г. запускают очередной проект модернизации комплекса THAAD. За счет перспективной ракеты и других компонентов предполагается повысить дальность и эффективность стрельбы. На такие работы в этом году выделено 140 млн долл. Летные испытания запланированы на 2023 г.
Новые разработки
В 2021 ф.г. началась разработка перспективной ракеты-перехватчика NGI (Next-Generation Interceptor). В будущем это изделие должно будет заменить устаревающие противоракеты GBI со ступенью перехвата EKV. За счет новых технологий и решений планируется получить более высокие характеристики. Новый проект NGI рассматривается в качестве более эффективной и полезной замены для ранее отмененной программы модернизации ракет GBI за счет установки нового перехватчика RKV.В текущем финансовом году на разработку NGI потратят более 660 млн долл. По плану, опытно-конструкторские работы растянутся на пять лет. Общие траты на проект за это время достигнут 4,9 млрд долл. К настоящему времени Агентство по ПРО успело выработать техническое задание на новый проект, запустить конкурсную разработку и принять заявки участников. О выборе победителя, которому предстоит разрабатывать полноценный проект и строить ракеты, пока не сообщалось.Прямо сейчас прорабатываются вопросы совершенствования контуров управления. В следующем финансовом году эти мероприятия перейдут на стадию полноценной разработки. Агентство по ПРО планирует создать и внедрить новые средства связи и управления, при помощи которых все комплексы обороны будут объединены в сеть и смогут работать совместно. Благодаря этому улучшатся возможности по перераспределению данных о целях и выдаче целеуказания.
Гиперзвуковая проблема
Геополитические конкуренты США разрабатывают перспективные гиперзвуковые ракетные комплексы, и в ближайшие годы такое оружие станет реальной и крайне опасной угрозой. В Пентагоне понимают это и пытаются принимать соответствующие меры. Согласно последним новостям, работы по ПРО, нацеленной на перехват гиперзвуковых целей, будут возобновлены и доведены до логического конца.Напомним, научно-исследовательская работа по теме «гиперзвуковой» ПРО велась с 2019 г. Затем был объявлен конкурс, и в марте 2020-го Агентство по ПРО приступило к рассмотрению заявок. В июле сообщалось о скором выборе победителя и подписании контракта на полноценную разработку проекта. Однако всего через несколько дней объявили о приостановке работ на неопределенное время. Было предложено пока не разрабатывать новый перехватчик гиперзвуковых целей и изучить альтернативные возможности.Как теперь ясно, эти исследования не дали желаемого результата. Несколько дней назад руководство Агентства объявило о возобновлении работ по специализированному комплексу «гиперзвуковой» ПРО. Более того, раскрыты некоторые идеи и планы.Агентство внимательно следит за испытаниями зарубежных стран, собирает и анализирует данные. За счет этого удалось сформировать примерные требования к своей противоракете и другим элементам комплекса. Так, засекать гиперзвуковые ракеты планируют при помощи существующих наземных и корабельных РЛС. Возможно создание специализированных космических аппаратов. Перехват предлагается осуществлять при помощи совершенно новой противоракеты. Она будет поражать цель на планирующем участке траектории, где та наиболее уязвима. Понадобятся новые средства управления, учитывающие особенности гиперзвукового оружия.
Впрочем, точный облик будущего комплекса ПРО и его характеристики еще не определены. Сроки и стоимость работ тоже пока не рассчитаны. Кроме того, в проекте военного бюджета на следующий год пока отсутствовали траты на подобные разработки. Возможно, необходимые пункты внесут в ближайшее время, и проект удастся запустить уже в 2022 ф.г.С момента своего создания, развертывания и начала боевого дежурства стратегическая ПРО США имела ограниченные возможности, из-за чего постоянно подвергалась справедливой критике. Агентство по ПРО и другие организации, по возможности, принимали меры, но общие характеристики и возможности систем обороны далеко не в полной мере соответствовали возлагаемым задачам.Процессы развития и модернизации отдельных компонентов и противоракетной обороны в целом продолжаются. Текущие планы Пентагона и Агентства предусматривают обновление отдельных изделий или комплексов, а также предлагают создание новых проектов, в т.ч. для заполнения пока пустующих ниш.
Проблемы развития
По результатам уже начатых и запускаемых программ, ПРО США должна существенно измениться. Предполагается сохранить и нарастить возможности по слежению за вероятным противником, обнаружению запусков и летящих ракет с последующей выдачей целеуказания. Перехват будет осуществляться морскими и наземными ракетными комплексами нескольких типов. При этом корабельные и сухопутные системы получат новый вариант ракеты SM-3, а ракету GBI в перспективе заменят более совершенной NGI.Помимо баллистических целей ПРО сможет засекать и поражать аэродинамические гиперзвуковые объекты. Для этого создается специализированный комплекс, который в будущем будет интегрирован с другими системами. Впрочем, сроки появления «гиперзвуковой» ПРО пока остаются неизвестными, и речь идет лишь об отдаленной перспективе.Таким образом, Агентство по ПРО и смежные организации продолжают выполнять поставленные задачи и делают все возможное для совершенствования имеющейся системы стратегической противоракетной обороны. Последние новости показывают, что они следят за сложившейся ситуацией, учитывают прошлые ошибки и пытаются отвечать на новые вызовы. Насколько удачными будут подобные мероприятия, в т.ч. провидимые в этом году, станет ясно в будущем. Пока же понятно и очевидно лишь то, что новые проекты вновь будут сложными и дорогими, а решение поставленных задач не гарантировано.