Прекращение боевых действий в Нагорном Карабахе обеспечивается развертыванием российского миротворческого контингента. Но этот процесс сильно не устраивает Турцию, полагающую, что Москва буквально из-под носа увела у нее геополитическую победу в регионе.
И хотя турецких миротворцев трехстороннее соглашение (между Азербайджаном, Арменией и Россией) не предусматривает вовсе, Анкара упрямо пытается туда, хоть мытьем, хоть катанием, влезть. Так, в частности, на совместном российско-азербайджанском блокпосту на дороге в город Шуши, азербайджанские военные, помимо своего, подняли еще и турецкий государственный флаг.
Оно вроде мелочь, но позволяет размахивать в СМИ перед аудиторией фотографией как доказательством – мол, смотрите, Турция в процессе мирного урегулирования на Кавказе участие принимает тоже. Об этом же, вопреки прямым и неоднократным опровержениям главы МИД РФ Сергея Лаврова, постоянно пишет турецкое агентство Anadolu. В том же ключе высказываются турецкие официальные лица, в частности министр обороны Хулуси Акар.
В принципе происходящее понятно. Геополитическую победу в Карабахе Россия у Турции действительно увела. Это стало результатом принципиально разного понимания ее смысла в Москве и Анкаре.
Туркам требовалось получить «мир через оккупацию», как доказательство выгодности «дружбы с новыми османами», позволяющей лимитрофам решать внутренние территориальные споры с соседями в свою пользу. Причем карабахская война носила модальный характер, то есть наглядного примера для всех прочих. В первую очередь, для правящих элит республик Средней Азии, куда Турция рассчитывает проникнуть после окончательной интеграции в свою новую империю Азербайджана.
В то время как в представлении Москвы мир возможен исключительно в результате достижения стабильного и заведомом приемлемого для всех участвующих сторон, компромисса. Его исполнение должно гарантироваться внешней силой, заинтересованной не только в прекращении собственно боевых действий, но и в сохранении позитивных отношений со всеми участниками.
Поэтому российский подход сыграл, а турецкий – нет. Но успех в Карабахе высветил другую, существенно более масштабную проблему. В ближайшее время России неизбежно предстоит осознать и четко очертить границы зоны своих геополитических интересов в регионе.
В данном случае, в Закавказье, но в целом аналогичным образом вопрос стоит по всей протяженности постсоветского пространства. И на южной его границе, фактически от Украины и Крыма на западе и до Киргизии и Таджикистана на востоке, Москве предстоит столкнуться с турецкой геополитической экспансией.
В связи с чем уже сегодня следует начинать проработку комплекса соответствующих мероприятий политического, дипломатического и экономического характера. Чтобы донести до нашего южного соседа по Черному морю нашу точку зрения и добиться уверенного там ее понимания, принятия и признания.
Для любых парнеров России все же лучше, чтобы с ними говорил Сергей Лавров, а не Сергей Шойгу. Да и вообще лучше, чтобы Россия и Турция вместе осваивали свое постимперское пространство - желающих столкнуть две соседние страны слишком много, чтобы они не пытались это делать снова и снова.