Натолкнулся в своих записях на интересные цифры, собираемые аж с 1996 года. На фоне современного глобального кризиса, сопровождающегося боевыми действиями разной интенсивности по периметру современной России, масштаб геополитической катастрофы развала СССР становится более понятным и зловещим.
Благодаря многолетним интенсивным инвестициям к концу своей жизни СССР развернул крупнейшую в мире оборонно-промышленную базу с 5000 предприятий и рабочей силой 10 млн. человек. В эту отрасль вошли 150 крупных сборочных предприятий, тысячи заводов по производству комплектующих изделий и материалов, более 1500 научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных центров.
Военно-промышленный комплекс СССР обеспечил Отечество более чем внушительным военным потенциалом. К концу 1980-х ВВС СССР были крупнейшими в мире: 211 авиационных полков, более 6000 боевых самолетов, в т.ч. около 1,8 тыс. истребителей и более 400 стратегических и дальних бомбардировщиков. В составе флота было более 100 эскадр и дивизий с численностью личного состава ~ 450 тыс. человек; ~ 1380 боевых кораблей (без вспомогательных), в т.ч. 79 подводных лодок с баллистическими ракетами.
К осени 1990 г. в РВСН числилось 2500 носителей и 10271 единица ядерных зарядов, из них большую часть составляли межконтинентальные баллистические ракеты - 1398 штук с 6612 зарядами».
В 1990 г. в СССР по разным оценкам было 64 - 69 тысяч танков, больше, чем во всех странах НАТО, вместе взятых. Кроме того, в вооруженных силах было около 77 тысяч БТР и БМП.
А потом грянул 1991-й и элита страны, учившаяся в советских школах и ВУЗах, служившая в советской армии, читавшая советские газеты и смотревшая советские фильмы, выдвинутая на высшие управленческие посты компартией СССР, начала безжалостно уничтожать основу собственной жизнедеятельности.
Из 500 крупнейших предприятий России около 80% продали на аукционах по цене менее 8 млн. долларов каждое. Из них цена 324 заводов (из 500) составила менее 4 млн. долларов США в среднем за одно предприятие.
«Уралмаш» (34 тысячи рабочих) продан за 3,72 млн. долларов,
Челябинский металлургический комбинат (35 тысяч рабочих) — за 3,73 млн. долларов,
Ковровский механический завод, обеспечивающий стрелковым оружием всю армию, МВД и спецслужбы (10,6 тысячи рабочих) - за 2,7 млн. долларов,
Челябинский тракторный завод (54,3 тыс. рабочих) - за 2,2 млн. долларов,
всемирно известный комбинат «Норильский никель», где было занято более 160 тысяч человек, продали менее чем за полмиллиона долларов США,
Саянский алюминиевый завод (более 8 тысяч работающих) оценен в 20 млн. долларов США,
Братский алюминиевый завод (более 10 тыс. работающих) — за 18 млн. долларов,
Богословский алюминиевый завод — за 10,8 млн. долларов,
Новокузнецкий и Красноярский алюминиевые заводы — по 9 млн. каждый,
Иркутский алюминиевый завод — 3,6 млн.,
Волгоградский алюминиевый завод лишь за 2,6 млн. долларов.
Аналогичная картина с медеплавильными заводами.
Так «Уралэлектромедь» был оценен в 8,9 млн. долларов,
Среднеуральский медеплавильный завод — в 6,7 млн. долларов,
Медногорский комбинат (Оренбургской обл.) — 1,8 млн. долларов,
Карабашский медеплавильный комбинат (Челябинская обл.) — 1,7 млн. долларов.
Для сравнения — средняя хлебопекарня в Европе стоила в то время около 2 млн. долларов, средний колбасный завод швейцарского производства — 3,5 млн. долларов, цех по разделке леса и выпуску вагонки швейцарского производства — 4,5 млн. долларов.
Реальная стоимость проданных предприятий, если оценивать по самым минимальным оценкам рыночную стоимость аналогичных предприятий США и Западной Европы, — более 1 трлн. долларов США. Шокотерапевты продали их по указанию заокеанских хозяев всего за 7,2 млрд. долларов, что, как минимум, в 150 (сто пятьдесят!!!) раз дешевле.
Цены оборонных предприятий по настоянию американских советников Чубайса были занижены кратно. К примеру, эксперт ГКИ американец Д. Хей, связанный напрямую с ЦРУ, через подставную российскую фирму «Граникс» купил опытный завод НИИ «Графит» и 30% акций Московского электродного завода, став хозяином уникального оборонного комплекса, производящего стратегический графит для военного ракетостроения. Как фактический хозяин этих предприятий Д. Хей настоял на том, чтобы НИИ «Графит» отказался от оборонного заказа Военно-Космических сил России, но принял американский заказ.
За полушку продавались не только заводы. Соглашение «Черномырдина-Гора», заключенное 18 февраля 1993 года за 12 миллиардов долларов передавало США 500 тонн высокообогащенного российского оружейного урана. По выводам специальной комиссии, созданной впоследствии Государственной думой России для расследования этой вопиющей и грабительской сделки, таким образом наша страна лишилась не менее 90 % стратегического запаса урана для производства ядерного оружия. Тут не так важен уровень запредельно низкой цены, как вопрос национальной безопасности.
Но это был только первый акт трагедии. После приватизации началась ликвидация.
В 1990-гг. прекратили деятельность свыше 75 тыс. промышленных предприятий, а численность занятых в промышленности сократилась с 17,2 до 13,4 млн. человек.
Если удельный вес машиностроения в структуре промышленности уменьшился в 2 раза, то по отдельным позициям падение приобрело обвальный характер. Так производство гражданских самолетов сократилось в 15 раз, тракторов – в 30 раз, а металлорежущих станков – в 34 раза.
За 1990—1995 гг. уменьшилась добыча нефти на 41%, газа — на 7%, угля, необходимого для внутреннего рынка, — на 33%, выработка электроэнергии — на 23%. Вся эта продукция являлась основным поставщиком валюты. Доля убыточных предприятий увеличилась в нефтеперерабатывающей промышленности в 4,6 раза, газовой— в 2,3 раза, черной металлургии — в 2,1 раза.
Национальный доход в 1996 году по сравнению с 1985 годом сократился почти в три раза, объем промышленного производства — более чем в пять с половиной раз, продукция сельского хозяйства сократилась почти в четыре раза, а производство продовольствия — почти в пять с половиной раз; капитальные вложения упали в три с половиной раза, импорт сократился в два и восемь десятых раза, а экспорт — более чем в полтора раза, почти в три раза упала доля России в мировом объеме производства. Зато поставлен абсолютный мировой рекорд по росту цен и инфляции в 1700 раз и снижению уровня жизни более чем в два раза.
Сейчас по пути СССР следует Европейский Союз, подгоняемый Америкой, которая и сама находится в состоянии полураспада. Не будем им мешать в этом скорбном деле. Долг платежом красен.