Первый новый российский "самолет Судного дня" на базе Ил-96-400М третьего поколения выйдет на этап испытаний в 2023 году. Такие сроки определило Министерство обороны, заказавшее строительство самолетов. Начало испытаний, в том числе и первый полет, нового воздушного командного пункта (ВКП) запланировано на 2023 год, пишут "Известия"
, ссылаясь на требования Минобороны и график работ. На первый этап заводских испытаний отводится год, в 2024 году самолет должен выйти на государственные испытания. В настоящее время на "Воронежском акционерном самолетостроительном обществе" (ВАСО) ведется сборка первого заказанного Минобороны самолета. Будущий воздушный командный пункт переоборудуется из Ил-96-400Т (М), построенного на ВАСО. Сборка второго ВКП еще не начиналась, идут подготовительные работы. По имеющимся данным, он будет создан на базе модернизированного Ил-96-400М новой постройки. О начале сборки "самолетов Судного дня" на ВАСО сообщалось в конце июля этого года. Работы идут в рамках проекта "Звено-С" по контракту Минобороны от 2018 года. Пока речь идет о двух ВКП третьего поколения, но не исключается заказ третьего. В настоящее время Россия имеет на вооружении воздушные командные пункты второго поколения на базе Ил-80. Они предназначены для работы в условиях выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи, быстро меняющейся оперативной обстановки, а также в случае применения противником ядерного оружия. Именно по этой причине самолеты подобного типа принято называть "самолетами Судного дня". Всего в России создано четыре машины.