А как всё хорошо начиналось в прошлом году. Глобальный локдаун, закрытые аэропорты, остановка заводов – всё это очень понравилось дикой природе. Мир облетели снимки городских улиц, по которым свободно разгуливали всякие непарнокопытные, а то и хищные животные. Свобода, однако, длилась недолго – человечество привыкло к COVID-19 и возобновило уничтожение всего живого. Конечно, по большей части опосредованного, но всё-таки уничтожения. 28 июля уважаемый научный журнал Американского института биологических исследований BioScience опубликовал алармистскую статью о грядущих чрезвычайных ситуациях. Причём не в отдалённом будущем, а вот прямо сейчас, в 2021 году. Интересно, что материал вышел вслед за катастрофическим наводнением в ФРГ, причиной которого называют как раз глобальное потепление.
Отчаянное будущее
В статье группа авторов достаточно убедительно показывает усиливающее год от года давление человечества на природную среду. Пандемия в 2020 году дала краткую передышку – общемировой ВВП упал на 3,6 %, но сейчас мировой рост экономики пошёл вверх, подбивая все рекорды. Растут продажи ископаемых углеводородов. Данные за 2021 год ещё только предстоит подсчитать, но в разрезе 2018-2020 годов рост оценивается в гигантские 6,5 триллиона долларов. Главным «экологическим террористом» американские и европейские учёные, естественно, объявили Китай. Совокупный выброс углекислого газа КНР с его угольными электростанциями превышает европейский и американский, вместе взятые. Авторы доклада сетуют, что выбросы парниковых газов обходятся слишком дёшево и промышленникам, и пользователям. В 2020 году одна тонна диоксида углерода стоила 15,48 долларов. При этом четыре-пять лет назад экологи прогнозировали рост затрат на выброс аналогичной массы газа до 20-30 долларов. Экологические ограничения всё ещё слишком незначительны для главных загрязнителей. Как считают авторы доклада, итог не заставил себя долго ждать – в минувшем апреле концентрация углекислого газа оказалась рекордной. Температура планеты последовательно увеличивается. Скорее всего, 2021 год станет самым жарким в истории, как это последовательно фиксировалось каждый год с 2015.Несмотря на рост потребления альтернативной энергетики (на 57 % за последние три года), это всё равно в 19 раз меньше уровня потребления ископаемого топлива. Человек хочет жить в пресловутой зоне комфорта, есть досыта, спать в тепле, перемещаться быстро – вёе это входит в противоречие с природой. К примеру, только-только снизившиеся в связи с COVID-19 авиаперевозки сейчас снова расправили крылья и в 2021 году должны своим ростом перекрыть треть прошлогоднего падения. COVID-19 принёс беду человечеству не только многомиллионными жертвами, но и текущим невиданным потреблением всемирных масштабов. Похоже, производители и пользователи намерены вдвойне, а то и втройне взять от жизни всё, что не успели во время локдаунов. Человечество вообще забыло о «зелёной программе», переправив немалые средства на восстановление после коронавируса. Как отмечают авторы доклада в BioSceince, на март 2021 программы «озеленения» экономики получили только 17 % от планируемого.
Люди слишком много едят
Экологи вообще в непростой ситуации. Бороться приходится с взаимоисключающими векторами развития. К примеру, пытаться снизить мировое потребление при постоянном росте населения Земли. Пройдёт пара-тройка десятилетий и новым глобальным загрязнителем окажется Африка. Сейчас на континенте взрывной рост населения, и это, в конце концов должно отразиться на росте экономики. Аналогичная ситуация с потреблением пищи. В 2021 году мировое стадо жвачных сельскохозяйственных животных достигло 4 миллиардов голов. А это превышает общую массу всех людей и диких млекопитающих на планете. Теперь понятно, кто настоящие хозяева Земли, пусть и короткоживущие? И это ещё без учёта не меньшего поголовья свиней и птицы. Такое монструозное стадо животных необходимо кормить, поить, убирать за ними отходы – мясо, яйца и молоко на столе сейчас обходятся природе как никогда дорого. Не стоит забывать про гигантские объёмы углекислоты, генерирующие сельскохозяйственными животными и птицами. Несмотря на некоторое снижение (на 5,7 %) удельного потребления мяса на душу населения, общий тренд роста, конечно, сохранится – людей на планете становится всё больше. Скромные надежды экологи питают на искусственное мясо, однако темпы развития этого направления не впечатляют. Прогнозируемая стоимость отрасли через пять лет не превысит 3,5 млрд долларов. Темпы потери лесного покрова на планете бьют все рекорды, и это одна из ключевых проблем человечества. По-настоящему ключевых, без ложных экологических истерик. В период 2019-2020 годов темпы вырубки лесов дельты Амазонки достигли 12-летнего максимума. Во многом из-за нехватки пастбищ под растущее стадо крупного рогатого скота и посевных площадей под культурные растения. Катастрофами оборачиваются лесные пожары – помимо потери самих деревьев, в атмосферу ежегодно выбрасывают сотни миллионов тонн парниковых газов и сажи. Страны могут за пару недель масштабных пожаров с лихвой перекрыть сэкономленные за годы объёмы выбросов углекислого газа. Исследователи считают, что пожары в лесах Амазонки в прошлом году сделали регион не поглотителем антропогенного углерода, а дополнительным источником. Эта проблема, кстати, уже давно терзает Россию – миллионы гектар леса горят ежегодно, поставляя в атмосферу лишние дозы парниковых газов.
Повышение уровня углекислого газа на планете – это факт. Осталось только выяснить, виноват в этом человек или это естественные глобальные процессы? Как бы то ни было, избыточный диоксид углерода растворяется в водах мирового океана, превращается в слабую угольную кислоту и снижает уровень рН. Конечно, говорить о стремительном закислении воды не приходится – химического ожога на черноморском побережье ещё долго можно не опасаться. Но для особо чувствительных организмов, например, кораллов, это может быть критично.Самое занимательное во всей статье размещено в конце. Авторы перечисляют ставшие уже классическими меры по защите окружающей среды – повышение стоимости выбросов углерода, запрет на использование ископаемого топлива и прочее. В последнем пункте учёные призывают активнее работать над сокращением роста населения за счёт повышения уровня образования и свобод женщин. Чем больше представительниц слабого пола учатся, тем меньше в семьях детей. Чем меньше детей, тем меньше население и меньше нагрузка на природу. Безусловно, спорный тезис, которого будут придерживаться далеко не все государства. А те, которые всё-таки добьются снижения рождаемости подобным образом, рискуют быть ассимилированы другими нациями. Такая малопонятная экологическая идея со временем вообще может стать новой библией для неонацистов разного толка.
Европейский ответ
В преддверии публикации статьи в BioScence Европейская комиссия опубликовала план Fit for 55, регламентирующий драконовские требования к экономике Старого Света. Само собой, парламентарии теперь надеются на повсеместное распространение подобной практики. Основной целью Fit for 55 является сокращение выбросов парниковых газов в Европе к 2030 году на 55 %. К этому же времени возобновляемые источники энергии в общеевропейском балансе должны вырасти с нынешних 32 % до 49 %. Не забыли в Брюсселе и про рычаги давления на внешних рынках. Европейцы будут выбирать среди внешнеторговых партнёров только тех, кто по-настоящему заботится о снижении углеродного следа от своей страны. Естественно, избранных будут определять по европейским стандартам. В планах с 2035 года запретить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. На машины, выпущенные до 2035 году, запрет не распространяется, но, думается, Европейская комиссия обложит «неэкологичных» автовладельцев дополнительными налогами. Для компенсации неудобств, связанных с повсеместным переходом на электромобили, в Европе на крупных трассах через каждые 60 км появятся зарядные станции. А для водородомобилей организуют заправочные терминалы. Самое интересное, что в самой Европе автомобильные электробатареи не производятся, и с принятием Fit for 55 все страны союза окажутся в зависимости от главного поставщика – Китая. Россия также может посадить европейцев не только на углеводородный, но ещё и водородный крючок. При должном уровне рвения, конечно. Есть среди инициатив и абсурдные вещи. Так, дополнительным налогом обложат авиакеросин для внутренних рейсов. Естественно, подорожают перелеты и снизится трафик. Но никакой другой альтернативы для авиакомпаний законотворцы не предлагают. Если автовладельцам на выбор будут электро- и водородомобили, то экологически чистого двигателя для авиалайнера пока не придумали. Поэтому, если срочно надо в Лондон из Будапешта, то или переплачивай за перелет, или садись на электромобиль с регулярными часовыми подзарядками на трассе. Лучиком надежды в этом сумрачном европейском будущем выглядит программа высадки трех миллиардов деревьев. Где в столь плотно заселённой Европе найти место для новых лесов, не до конца понятно. Может, у Европейской комиссии есть планы на счёт снижения численности населения? Освободившиеся просторы как раз и займут лесопосадками.