Когда речь заходит о том, какой штурмовик стоит считать лучшим во Второй мировой войне, немалое число специалистов склонны называть таковым советский Ил-2. Это легендарная боевая машина, которая эксплуатировалась с 1941 года. Причём эксплуатация Ил-2 продолжалась и после окончания Второй мировой. Задокументировано применение этих советских штурмовиков почти до середины 1950-х годов. Есть и те, кто не считает Ил-2 однозначно лучшим. При этом и такие специалисты признают, что если бы самолёт имел какие-то существенные недостатки в ТТХ или конструкции, то он точно не смог бы стать самым массовым самолётом в истории мировой авиации. Данные производителей и военных архивов говорят о том, что в общей сложности за годы производства было выпущено свыше 35 тысяч таких штурмовиков. И повоевать они успели на самых разных фронтах, уничтожив, без преувеличения, сотни тысяч единиц техники гитлеровцев и их союзников.Ил-2 за годы войны удостаивался всевозможных прозвищ, в том числе со стороны противника. Немецкие лётчики часто называли советский штурмовик «каменным (бетонным) самолётом» (самолётом из бетона).Советские лётчики указывали на то, что штурмовик сложно назвать маневренной машиной. Однако Ил-2 был максимально эффективным именно для уничтожения целей, включая бронетехнику. Также отмечалось, что самолёт можно было посадить даже при условии существенных повреждений.Ил-2 фактически изменил представления о тактике боя.Об Ил-2 представлены размышления историка Бориса Юлина на канале Sky Artist. Рассказывается и о сравнениях с немецкими самолётами. Повествование в 2-х частях: