24 декабря 2021 года в Санкт-Петербурге на АО «Балтийский завод» (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация») состоялась церемония подписания акта приема-передачи второго универсального атомного ледокола «Сибирь» проекта 22220 (ЛК-60Я). Ледокол передан эксплуатанту в лице ФГУП «Атомфлот». Подписи под документом поставили генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка и генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов.
Атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 (ЛК-60Я) возвращается в Санкт-Петербург с заводских ходовых испытаний, 19.12.2021 (с) И.В. Бородулин / Водный транспорт / fleetphoto.ru
Атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 (ЛК-60Я) возвращается в Санкт-Петербург с заводских ходовых испытаний, 19.12.2021 (с) И.В. Бородулин / Водный транспорт / fleetphoto.ru
Со стороны bmpd напомним, что «Сибирь» является вторым построенным атомным ледоколом проекта 22220 (ЛК-60Я). Его строительство было осуществлено по контракту, заключенному 29 мая 2014 год ООО "Балтийский завод - Судостроение" (ныне АО «Балтийский завод») с государственной корпорацией "Росатом" на строительство для ФГУП "Атомфлот" двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60Я) общей стоимостью 84,4 млрд рублей. Закладка первого ледокола по данному контракту (и второго в серии) «Сибирь» (строительный номер 05707) была осуществлена на Балтийском заводе 26 мая 2015 года, где он был спущен на воду 22 сентября 2017 года. 17 ноября 2021 года атомный ледокол «Сибирь» начал заводские ходовые испытания.
Закладка следующего ледокола «Урал» (строительный номер 05708) был произведена на Балтийском заводе 25 июля 2016 года, а спуск на воду был осуществлен 25 мая 2019 года.
Ранее Балтийский завод осуществил постройку головного универсального атомного ледокола "Арктика" (строительный номер 05706) проекта 22220 (ЛК-60Я) по контракту стоимостью 36,959 млрд рублей с государственной корпорацией "Росатом" для ФГУП "Атомфлот", заключенному 20 августа 2012 года. Головной ледокол "Арктика" был заложен 5 ноября 2013 года, спущен на воду 16 июня 2016 года, вышел на заводские ходовые испытания 12 декабря 2019 года, а акт приема-передачи ледокола «Арктика» был подписан 21 октября 2020 года в Мурманске.
Разработчиком проекта 22220 является ПАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг». Ледоколы проекта 22220 оснащаются двухреакторной атомной энергетической установкой нового типа РИТМ-200 мощностью на валах 60 МВт разработки ОАО «ОКБМ Африкантов» и являются самыми большими и мощными ледоколами в мире. Длина ледокола этого проекта составляет 173,3 метра, ширина - 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метра, минимальная рабочая осадка - 8,55 метра. Водоизмещение составит 33,54 тысяч тонн.
Согласно условиям контрактов, строительство головного ледокола "Арктика" должно было быть завершено к 30 декабря 2017 года, ледокола "Сибирь" - в декабре 2019 года, и третьего ледокола "Урал" - в декабре 2020 года. Однако в последующем в итоге сроки сдачи ледокола «Сибирь» были перенесены на конец 2021 года, а ледокола «Урал» - на август 2022 года.
В августе 2019 года АО «Балтийский завод» получило контракт стоимостью около 100 млрд рублей на строительство четвертого и пятого универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60Я). Срок сдачи ледоколов, которым присвоены названия «Якутия» и «Чукотка», запланирован на 2024 и 2026 годы. Атомный ледокол «Якутия» (строительный номер 05709) по этому контракту был заложен на АО «Балтийский завод» 26 мая 2020 года, а атомный ледокол «Чукотка» (строительный номер 05712) был заложен там 16 декабря 2020 года.
Видео: