Наверное, утверждение, что ХХ век — эпоха США, в целом справедливо. Но взгляните на календарь, давно показывающий новое столетие, с начала которого прошловековой лидер постепенно утрачивает мировое лидерство. В производстве, высоких технологиях и наукоемких отраслях, хотя поток миграции специалистов иссяк не полностью, Вашингтон теряет первенство. И на «идейном фронте», всё меньше стран согласны жить в Pax Americana. В том числе, и потому, что несостоятельной оказалась американская постиндустриальная идея. Что остаётся, когда нечего предложить? Только решать проблемы силовыми инструментами.
Ещё один серьёзный изъян: после развала СССР, служившего пугалом для Запада, и дальнейшей миролюбивой ельцинско-горбачёвской стратегии Вашингтон не смог предложить что-то своим последователям, кроме глобального хаоса. К счастью для вассалов, не на их территориях, не считая Украины, конечно. Внешняя политика Белого дома зачастую противоречива, истерична, безответственна.
Золотой век США, чья экономика — третья в мире, после ЕС и КНР, уже позади. Впрочем, на бумаге все может быть и неплохо, ведь считается ВВП страны так, как нужно Белому дому. Тем не менее… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В 2013-м общий дефицит торгового баланса США — $476,7 млрд. При большом экспорте — $2.28 трлн., импорт ($2.76 трлн.) превышает его. Но это — с учётом услуг. В категории промышленный ввоз/вывоз соотношение более показательное. А ведь было время, когда доля обрабатывающей промышленности Штатов составляла 40% мировой. Сейчас она упала до отметки в 17−19%. ☆★
Вашингтон, чьё противостояние со всем миром обостряется, давно решил, что «физическая приписка» предприятия не важна, а основное — откуда деньги и технологии, и главное — управление. Но Штаты не уловили момента, как выпали из индустриальной элиты. В середине ХХ века две трети их ВВП формировали промышленность и сельское хозяйство, затем при Джонсоне (с 1963-го) начался разворот в сторону торговли и сферы обслуживания. В 2012-м это направление дало долю в ВВП 79,4%.
Надо отметить, что проблема США не только в торговом дефиците, но и структуре экономики. Даже в сравнении с партнёрами. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В структуре экспорта США видные места занимают услуги: страхование и управление, финансовый и прочий консалтинг, путешествия и медицина. Для сравнения: немецкий ВВП в 4,68 раз меньше американского. А вот экспорт промышленных товаров США только на один процент больше, чем из ФРГ. ☆★ Конечно, кто не умеет работать головой, — делает это руками, до экспорта «прочего консалтинга» трудолюбивые, но покорённые немцы так и не дошли.
Крах постиндустриальной идеи проявился во всей красе в 2009-м. Общая доля промышленности Евросоюза/США/Канады в глобальном объёме не дотянула до половины. К этому моменту с начала века Штаты потеряли в промышленном секторе 6 млн. (по другой версии — 8,5 млн.) рабочих мест. Количество инженеров и учёных за 10 лет снизилось вдвое, до 887 000. Стали очевидны результаты запущенного процесса деиндустриализации и глобального технологического торможения. И замаскировать данный факт официальной вашингтонской статистике не удаётся. Хотя расходы на НИОКР номинально, без учёта инфляции, растут.
Ставки Белым домом делались на технологическую, затем сланцевую революцию, а в результате… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: США больше всех инвестируют в робототехнику, при этом, в пятёрке производителей андроидов нет компаний из этой страны. А по внедрению роботов в производство Америка скатилась с Олимпа во вторую десятку. Лидируют здесь корейцы, японцы, немцы. И амбициозные планы Обамы по удвоению промышленного экспорта в США остались на бумаге, экономика не выходит из пике. ☆★
Такой ситуации во многом способствовала запущенная в прошлом веке американская деиндустриализация. Сейчас американцы судорожно пытаются запустить обратный процесс, но пока заокеанские гиганты лишь планируют вернуть производство в США, о чём с гордостью и докладывают. И картина, на самом деле, не меняется, время вспять поворачиваться не желает. Кроме того, устроенная Саудовской Аравией, возможно не без участия России, дешевизна энергоносителей победила сланцевую революцию, а кризис и снижение спроса на металлы — технологию восстановления железа.
Единственное завоевание, позволяющее Вашингтону поддерживать веру в своё грядущее технологическое превосходство, — электромобили «Тесла» и анонсированное производство неведомых пока элементов питания, способных дать ускорение мировой, в первую очередь — американской, промышленности. Но это пока не приносит обрабатывающей промышленности страны заявленного числа новых рабочих мест. Эксперты считают, что за десятилетие программа реиндустриализации не даст больше трёх миллионов вакансий, что не компенсирует двукратные потери предыдущих лет.
Кажется, к американскому истеблишменту приходит понимание, что проблему кадров решить непросто. Так в Китае до запуска заводов из Штатов строились казармы для будущих сотрудников, и персонал необходимой квалификации находился за пару дней. Под силу ли повторить этот трюк, — подготовка к запуску, когда работающий персонал, (а не управляющий аппарат), могут быть собран за пару недель, — в изнеженных США? Там на подобные действия отведено полгода-год.
Так намерение ИТ-гиганта «Эппл» реализовать свой социальный и сверхэкологический проект в Аризоне был красив на бумаге. Планировался дождь инвестиций, создание тысяч рабочих мест, но, похоже, всё ограничится цехами по сбору некоторых гаджетов, а далеко не полной линейки продуктов.
Прочие производители понимают, что и в идеале вернуть из Азии объёмы полностью — только мечта. Рост экспорта есть, но, за счёт сырья. В первую очередь — нефтепродуктов, для чего даже снято эмбарго 1973-го. В России же наблюдаются обратные тенденции — промышленный экспорт постепенно замещает сырьевой.
Для Белого дома обеспечить рост выпуска промышленных товаров оказалось невыполнимой миссией. Удалось лишь немного снизить дефицит торгового баланса. Но всё равно Штаты промышленных товаров закупают на 1/3 больше, чем реализуют своих на внешних рынках. А разбухающий дефицит госбюджета убедительно показывает, что постиндустриальные заводики обеспечить мировое доминирование экономики США не могут.
Да, заокеанский гегемон — по прежнему третья по ВВП экономика мира. Но вот подсчитывает ли кто-нибудь показатели промышленной мощи стран? «Промышленные» индексы Никкей и «Доу-Джонс», конечно, — весомые индикаторы. Но только для фондовых спекулянтов. Впрочем, в этих сферах (финансовой и рейтингосоставительной) американцы, несомненно, короли. Как и в политических интригах. Следующий их замысел — экспансия в Европу с изоляцией России при посредстве украинского кризиса. Цель — получив контроль над Старым Светом, а, в идеале, — и над БРИКС, вернуть лидерство, что может гарантировать Штатам ещё десятилетие-другое счастливых денёчков.
Но осуществится ли задуманное? Сланец «умер», идея постиндустриализма оказалось не просто мёртворожденной, а стратегической ошибкой. Путин на Украину не вторгается, а санкции толкнули Россию на Восток, ускорили консолидацию БРИКС. Не всё ладно и с непризнанными американскими воспитанниками — ИГ. Ну, не может больше Белый дом быть одновременно всюду. Пришло время «освобождать верхнюю полку». Произойдёт ли это мирно, или США решат, уходя, громко хлопнуть дверью? Пока хлопнуть могут, но вот решатся ли? Поживём, увидим.
Источник: http://cont.ws