Вчера я провел достаточно долгое время за рулем и просто вынужден был нарушить свои правила. В новостных выпусках большинства программ звучала тема Турции. Точнее, тема действий президента Эрдогана в Азербайджане и Нагорном Карабахе. Окончательно добили меня письма читателей с просьбой продолжить анализ действий сторон в НКР и особенно действий турецкого президента там.
Зачем Эрдоган пошел против Запада и России
Сегодня, когда первый запал и первый юношеский порыв прошел в обеих странах, когда стало ясно, что Азербайджан действительно лучше подготовился к войне, чем Армения, когда стало понятно, что армяне, несмотря на превосходство противника в технике и вооружении, будут драться до последнего человека, остро встал вопрос о путях выхода из этой войны.
Любой здравомыслящий человек скажет о простом и эффективном выходе. Нужно остановиться и сесть за стол переговоров. Но послушаем президента Азербайджана и премьера Армении. Оба говорят то же самое. И оба ставят невыполнимые для противоборствующей стороны условия. Почему? Да просто потому, что народы обеих стран воспримут мир только в таком формате. В формате мы победили! Любой другой формат означает политическую смерть лидера страны.
Ровно так же и по тем же причинам сегодня действуют и ведущие страны мира. Все призывают к переговорам и все… ничего реально не делают. Кроме одной страны — Турции, открыто заявляющей о своей поддержке Баку. Что и вызвало шквал критики с различных сторон. Из-за этой волны осуждения Эрдогана на второй план ушел президент Азербайджана. Получается, что война сегодня ведется Пашиняном и Эрдоганом.
Амбиции турок понятны. Это примерно те же мечты о былом могуществе, как у поляков. Но давайте посмотрим на мир трезво. В чем помощь Турции Азербайджану? Турецкие БПЛА? Турецкий спецназ, которые там действительно должен быть? Наемники-курды, о которых сообщил глава нашей внешней разведки?
Согласитесь, любой из этих аргументов легко опровергается. Турецкая военная техника как доказательство? Тогда российский «Буратино» доказывает, что мы воюем на стороне Баку? Курды-наемники? Контрвопрос: а на чьей стороне они воюют? И так далее.
Сегодня много говорят о поглощении Азербайджана как об итоге войны в НКР. А что, противоречия между шиитами и суннитами уже исчезли? Сунниты-турки будут целоваться с шиитами-азербайджанцами? Да и тезис Эрдогана об одном народе сомнителен. Да, это близкие народы, но разные по своему происхождению и развитию.
В пользу возможности поглощения Азербайджана говорит только один тезис. Азербайджан во многом ещё не состоявшееся государство. Молодое, строящиеся, но не состоявшееся до конца. Следовательно, вполне может так случиться, что оно не сможет противостоять туркам. Да и президент Азербайджана не настолько силен в международных интригах, как его отец.
Как мне кажется, Эрдогану приписывают гибкость ума и дальновидность политики, которых у него нет. Мы создаем нечто подобное Чингисхану в медийном пространстве. На самом деле президент Эрдоган управляет региональной державой, которую раздирают противоречия. И внешняя политика для него — всего лишь средство сохранения власти. Восток — дело темное, но не настолько, чтобы не понимать, что все эти высказывания и угрозы делаются только для того, чтобы заткнуть рот противоборствующему клану.
Многие аналитики сегодня говорят о планах президента Эрдогана по созданию Великого Турана (Хазарии), включающего в себя не только Азербайджан, но и весь Кавказ, Среднюю Азию, Крым, Сибирь, Поволжье и земли, когда-то принадлежавшие Османской империи. Как мне кажется, заносит наших специалистов серьезно. Шаровары не порвутся от таких шагов у турецкого лидера?
Турция не настолько сильна в военно-экономическом плане, чтобы расширять собственные территории. Даже те приобретения, которые турки сделали в Сирии, существуют ровно до того момента, когда кто-то из великих не посмотрит на них с укором и не поведет в ту сторону стволом автомата.
Весь мир против
Сегодня создается впечатление, что весь мир наконец-то ответил зарвавшемуся турецкому президенту. Мировые лидеры прозрели и начали активно высказываться по поводу нестандартных действий Турции. Но так ли это на самом деле? Действительно ли создается или создаются какие-то союзы, коалиции или группы, которые будут активно противостоять туркам?
Увы, в новом политическом раскладе союзам пока места нет. Каждый сам за себя. Даже если это касается страны, являющейся членом какого-либо альянса. Та же Турция является членом НАТО. И не рядовым членом вроде государств-карликов, а страной, армия которой составляет становой хребет блока. Является одной из сильнейших армий НАТО. Однако это нисколько не мешает Эрдогану угрожать другому члену НАТО — Греции.
Турки сегодня в своем стремлении сунуть свой нос во все дырки играют не собственную игру, а всего лишь роль, уготованную им великими. Конфликт с Грецией? Кому это выгодно? Кому выгодно, чтобы внутри альянса были разногласия? Конфликт в НКР? Кому выгодна эта война? Кому выгодно, чтобы у России обострились отношения сразу с двумя странами этого региона?
Возникает резонный вопрос о том, можно ли остановить Эрдогана и почему это не делается сегодня. Ответ прост. И дан уже давно, ещё в первый кризис отношений с Россией. Вся спесь и гонор этого политика легко сбить одним серьезным предупреждением. Не говоря уже о каком-то действии. В тот момент, когда лидер Турции поймет, что его будет ожидать очень серьезный ответ, все поползновения на региональное или даже мировое лидерство прекратятся.
Кто станет той страной, которая это сделает? А важно ли это? Наиболее уважаемый турецкой стороной лидер сегодня — Путин. И слова Путина, мне кажется, будет достаточно. Если же президент Турции «не услышит», его ожидают очень серьезные проблемы дома. На Востоке трон всегда доставляет уйму неприятностей для того, кто на нем сидит.
Остановить войну и посадить врагов за один стол
Кровь и разрушения НКР будут продолжаться. Как я писал выше, армия Азербайджана на порядок лучше подготовлена к войне технически и материально. А учитывая то, что карабахские армяне прекрасно понимают, что их ждет в случае поражения, а этого никто не скрывает, крови будут много.
Мы объявляем бесполетную зону. С согласия Еревана и Баку вводим миротворцев и усаживаем всех за стол переговоров. При этом любое проявление агрессии должно пресекаться миротворцами самым жестоким образом. Вплоть до уничтожения агрессоров на их позициях. Боевики, если они действительно есть у какой-либо стороны, должны быть отправлены домой за день-два. Оставшиеся должны быть уничтожены.
Это не значит, что конфликт надо замораживать. Думаю, что признание независимости Арцаха обеими странами стало бы прекрасным выходом. При этом Арцах должен стать домом для всех тех, кто считает эту землю родной. Независимо от национальности. Армянские и азербайджанские деревни жили рядом десятилетиями. Это нужно вернуть.
Понимаю, задача архисложная. Не выполнить ее в один присест. Задача не одного года и даже не одного десятилетия. Но совместная жизнь в одной республике заставит и армян и азербайджанцев Арцаха начать общение на бытовом уровне. А это значит, республика начнет становиться государством. Иначе никак.
О величии и великих. Вместо заключения
Великих людей, способных действительно делать великие дела, а не говорить о великих делах, рождается крайне мало. И помнят о них веками. Независимо от того, были ли они величайшими злодеями или величайшими гуманистами.
А вот тех, кто мнит себя великим или подражает великим на земле, рождается множество. Только вместо великих дел получаются у псевдовеликих карикатуры. Карикатуры на величие, карикатуры на государство, карикатуры на все, к чему прикасается их рука. И они это понимают. Понимают и ждут, когда прекратится этот кошмар. Ждут, когда их остановят…