Политическое противостояние в Соединенных Штатах Америки выходит на финишную прямую. Трамп и Байден упорно пытаются заручиться поддержкой избирателей, иногда весьма экстравагантным способом. Дабы заручиться поддержкой избирателей. Борьба острая, комментарии громкие, но что за ними?
За ними напряжённая работа штабов и осознание того, что североамериканские Соединенные Штаты уже перелистнули страницу своей истории, которая знаменовалась внутриполитическим миром и спокойствием. США прошли практически незаметно точку бифуркации за которой осталось некогда великое прошлое страны победившей во Второй Мировой, осуществившей одной из первых полет в космос, поднявшей одну из крупнейших индустриальных экономик мира, окружившую половину земного шара своими военными базами. Вод лозунгом «Сделаем Америку снова великой» величие Америки свелось к масштабному гражданскому противостоянию, улицам городов, озаренных пожарами полицейских участков, массовыми акциями «антифа» и прочих бесов американской действительности, к гражданскому противостоянию, которое не помогает пройти камень преткновения в истории страны. А скорее возводит стену между разными Америками.
На одной чаше весов Америка левая (точнее левацкая) готовая к глобализму в борьбе с капитализмом. Готовая к массовым нарушениям прав человека во имя чертой жизни, которая имеет значение, готовая убивать ради жизни, и жить ради убийства.
На другой части – Америка правая, патриархальная, любящая оружие (и местами имеющая им пользоваться), религиозная (правда заблудившаяся в многообразии протестантских церквей), негативно относящаяся к абортам и нелегальным мигрантам.
Обе Америки и левая, и правая готовы отстаивать свой образ Америки и только с ним связывают ее величие. Они рисуют свой образ американской мечты. В который мечтать их оппонент категорически не согласен. Оппонент же в этой «истории с хэппи-эндом» скорее всего будет низведен до второстепенных ролей, если не вычеркнут из политической активности совсем. При этом обе стороны не смущаются вооружаться и дегуманизировать своих оппонентов. Благо опыт дегуманизации (а попросту травли) в Америке накоплен предостаточный. Многовековой. Между ними ютится то, что всегда было основой американского общества, средний класс, без ярлыков и самоидентификации, который оказался вообще выброшен из поля политической активности.
И вот в такой восхитительной социальной ситуации. когда США является по сути государством в состоянии острого социального конфликта разворачивается самая эпохальная, пожалуй, борьба за президентство. Борьба между непомерными личными амбициями и здравым смыслом, точнее его отсутствием.
Последние шаги
]Эта неделя подарила множество событий. Которые наглядно показывают, что оба кандидата будут идти до конца в своей борьбе, не останавливаясь ни перед чем. Лозунгом недели можно смело назвать ответ Трампа на вопрос «Передадите ли Вы власть, если победит Джо Байден». И ответ «никогда». И это реальность с которой Америка уже столкнулась.
Обе стороны, очевидно не готовы проиграть. По большому счету если бы Байдена спросили признает ли он свое поражение в случае победы Трампа он бы ответил ровно тоже самое «Никогда». Не для того на протяжении последних лет практически весь актив демократов дружно пытался расшатать фундамент власти Трампа. Не для того финансировались разного рода организации левацкого толка. Не для того отрабатывался актив протестных движений на многочисленных «майданах» в разных частях света, под художественным руководством Сороса.
Обе стороны не готовы признать поражение. Но при этом победа любой из сторон будет пирровой, поскольку из выборов (даже если из них удастся выкрутиться практически без жертв) невозможно будет уйти с тем же объемом сил, каким обладала Америка еще 10 лет назад. Не сказать, что она тогда была здорова, скорее наоборот болезнь экономики США уже тогда ярко проявилась, многочисленными побегами американских капиталов в различные юрисдикции. Не от хорошей жизни, из-за неконкурентоспособности американской рабочей силы (она слишком дорогая для современного рынка).
Но сейчас благодаря и демократам, и республиканцам фактически оказываются нивелированной сакральная роль государства как единственного в Америке официального законодателя ценностей. И американский образ жизни, и плавильный котел, и продвижение демократии – все это было достоянием государства, которое навязывало это обществу. Сейчас же в обществе бродят иди откровенно вредоносные для государства. Чего стоит только ограничение в функциональности полиции. Одного из важнейших институтов государства.
Партийная система – показана неэффективной, выборы как механизм замещения должностей – погрязшим в неэффективности и фальсификациях, суд - вместо мерила справедливости становится орудием сведения политических счетов, полиция лишается финансирования государства (пока частично), армия уклоняется от участия в наведении порядка при бунтах и мятежах. Доллар превращается в неудобный рудимент. Все, чем гордилась Америка оказывается мыльным пузырем готовым лопнуть.
При любом исходе выборов, победа кандидата будет пирровой, получив кресло он потеряет большой объем функционала, который обеспечивает стабильность власти.
Трамп
Трамп на этой неделе был на коне. С одной стороны, ему удалось получить карт-бланш в связи со смертью судьи Верховного Суда США Рут Гинзбург. У демократов нет удачных вариантов отсрочит назначение судьи, у Трампа дополнительный козырь в борьбе за Белый Дом.
Но у Трампа появились сложности, с которыми ему будет справиться крайне сложно. Проведя значительное по своему политическому значению действие. Добившись подписание соглашения между Израилем и ОАЭ и Бахрейном Трамп обеспечил себе международный прорыв. До этого в свою пользу им было выкручено взаимодействие между Сербией и Косово. Если к этому еще добавить заявленное выведение войск из Ирака, то Трамп смело может себе занести в актив успех на международном направлении. Кроме двух моментов. Не желающими завешаться торговыми перегарами с Китаем (перемежающимися атаками на Китайские разработки), и столь же тяжело идущими переговорами по разоружению с Россией. Трамп бы очень хотел получить дивиденды и от этих двух направлений, но тут результат зависит не от США, а от их партнеров по диалогу.
В области внутренней политике трамп отрабатывает свою повестку. И собственно в этом компоненте самым большим испытанием для его может стать вторая волна короновируса. Трамп стремится избежать карантинных мероприятий, так как повторное падение экономики из-за короновируса могут серьезно пошатнуть его президентские амбиции. Но экономика обязательно еще зацепит Трампа и его команду. Вопрос только в том насколько серьезно.
В наибольшей же степени Трампу не удается полностью прокачать базис своей избирательной компании. После многочисленных заявлений Трампа о том. Что его противник «сонный Байден», последний показал способность к активной работе в течение более 2-х часов. До сих пор ему не дает покоя голосование по почте и некоторые действия, которые проводят активисты штаба Байдена, которые российский избирком уже давно признал бы фактом подкупа избирателей. Но для США это не нарушение, а скорее норма. Однако в результате таких действий Трамп может оказаться в роли Хиллари Клинтон. Получив большинство голосов избирателя, не получить большинство голосов выборщиков.
Вся беда Трампа заключается в том, что, имея прекрасные показатели общенациональной поддержки – 52 % которой, например, и близко не было у предшественника трампа Б. Обамы, Трамп может проиграть ряд ключевых штатов. В том числе благодаря голосованию по почте (почти неподконтрольному) и выкупу М. Блумбергсом долгов правонарушителей с возвращением их к активной избирательной деятельности.
Байден
С Байденом. На самом деле все намного проще. Он, как это не покажется странным, видя уникально пассивную избирательную компанию (не участвуя во встречах, не проводя больших митингов, не общаясь с неудобной прессой) имеет реальные шансы продвинуться по пути укрепления своих президентских потенциалов. Потому что не мешает штабу работать.
В отличие от кандидата в президенты его штаб работает постоянно и системно. На неделе ему удалось решить две большие проблемы. исходящие из одного корня.
Первая это состояние здоровья Байдена, у которого весьма вероятно имеется деменция на достаточно серьезной стадии развития. Но на этой неделе он смог выступать свыше двух часов, что полностью опровергло тезис трампа о недееспособности Байдена.
Вторая – это опасение избирателей о том, что они изберут потенциально мертвого президента и получат политический кризис. Не получат, утверждает штаб и обращает внимание на потенциального вице-президента, Камалу Харрис, что полностью снимает данный вопрос. В демократических кругах кандидат в вице-президенты вполне поддерживаемый. Да и в сравнении с М. Пенсом, возможно, даже выигрышный.
Ситуация с избранием нового судьи верховного суда отрефлексированная демократами после того феерического бреда, который они несли о возможности не утверждения бюджета или пустой импичмент Трампу наконец то получили более вменяемое завершение. Сейчас демократы просто призывают сенаторов не голосовать до выборов мотивируя это необходимостью учесть волю избирателей на выборах. Этот подход более выигрышный. Так как ассоциирует позицию демократов не с фактическими диверсиями против государства, а с правильным вопросом, о необходимости учета воли избирателей.
В совокупности с домашними заготовками как на случай необходимости отстаивания позиции силой (черные пантеры, «антифа» и прочее), так и в целях манипуляции с выборами (голосование по почте, подкуп штрафов избирателей Блумбергом и т.д.) Байден может смотреть в будущее с надеждой. Да, эта победа (если она будет) будет основана на обмане, подкупе, лжи, мошенничестве и сговоре. Но политика изначально грязное дело, а большая политика образец такой грязи.
В любом случае, выиграет Байден или проиграет история получит продолжение, которое никто в США не хотел бы увидеть. Это либо мощнейший гражданский протест, который может расколоть страну вслед за расколом общества, либо отстаивание победы в Верховном Суде и серьезно обанкроченное президентское кресло в глазах всех американцев. А царь то не настоящий, может донестись с Капитолийского холма.
Америка и ее будущее
Будущее Америки, сколь бы не было великим ее прошлое, представляется крайне сложным и ухабистым. При любом раскладе выборов. Древнегреческий полководец Пирр, нанес противникам несколько поражений, но потерял свою армию. Кандидаты в президенты США могут одержать на выборах победу, но ценой фактической потери Америки, которую знал и побаивался весь мир.
Собственно, есть пять моментов с которыми связана эта потеря США своей самоидентификации.
Первое – утрата США единства общества. Появилась левая Америка и правая Америка, которые не могут существовать в одном пространстве координат. Эти Америки не только оформились идеологически вокруг консервативной доктрины и BLM, но и приобрели активность действием, в виде массовых протестов, сходок, выступлений и т.д.
Второе – утрата статуса силовых структур как структур, разрешающих гражданский конфликт, ради устойчивости государства. Полиция США подвергается гонениям, национальная гвардия выполняет свои миссии весьма купирована, а армия вообще самоустраняется из процесса наведения порядка.
Третье – утрата веры во вменяемость власти и законность ее избрания, а значит и отсутствие полной легитимности власти. Уже после прошлых выборов было, многочисленными заявлениями о вмешательство в выборы в США третьих стран, внесено зерно сомнения. Сейчас же оба кандидата фактически формируют в сознании граждан короткий тезис «эти выборы законными быть не могут». А это гибель сущности института выборов.
Четвертое – утрата веры в американское лидерство во внешней политике. Да. Трамп добился ряда громких сделок по Косово, по признанию Израиля и т.д. Но ощущение, что гегемон уже не тот, он слаб и малоэффективен уже не покидает не только профессионального посетителя консперологических сайтов, но и всех иных граждан США без исключения.
Пятое – утрата веры в доллар. Экономика США подорвана трижды – короновирусом; неэффективность управления фирмами (фирмы зомби); долговым кризисом, который рискует стать последним для нынешней экономики. С учетом очередного обсуждаемого стимулирующего пакета, за счет заимствований на 2,3 триллиона долларов можно смело сказать, что США из долговой ямы не выберется. А это заставляет граждан утрачивать веру в доллар.
Вся эта совокупность факторов свидетельствует, что целесообразно говорить, что Америка не будет уже такой, какой была когда-то. А сделать ее великой – так и останется мечтой избирателей времен прошлых выборов, без перспектив, без целей, без смысла.