В середине ноября вышел мой материал о том, как директор Третьяковской галерии Зельфира Трегулова освоила 250 миллионов бюджетных рублей лишь за 2 минуты.
А сегодня речь пойдёт не столько о конкретном «распиле», сколько об общей схеме, которую задействуют мутные чиновники из Минкультуры. Спасибо подписчику «Политической России» Ивану Блинову из Нижнего Новгорода, приславшему мне ссылку на интересный материал через личные сообщения в соцсети.
Кратко о сути: на сайте «Пикабу» появилась запись от россиянина из компании, занимающейся производством видеоконтента. Эта компания пыталась поучаствовать в тендере на создание 3D-моделей объектов Минкультуры. И вот что наши сограждане узнали.
«Этой осенью мы столкнулись с чем-то новым. Это особо мутная схема, причём на самом высоком уровне – в Департаменте информационного и цифрового развития Минкультуры РФ. Мы столкнулись с ней на одной конкретной закупке, но когда стали изучать вопрос – увидели, что за последние 2 года одна и та же схема, с высокой долей вероятности, проворачивалась этими ребятами в разных контрактах десятки раз. То есть, речь идёт не только о том, что "нас обидели, мы проиграли конкурс, хотим поныть на пикабу", а о целой системе, потери от которой для бюджета могут составлять сотни миллионов рублей».
Вот как вкратце действуют чиновники, изначально «заточенные» именно на «распил» бюджетных средств.
«Речь идёт о разных сериях госзакупок, которые фактически разработаны по одной схеме. Вот как мы её видим: На этапе подготовки госзакупки цена на услугу завышается на порядок (примерно в 10 раз, чтобы извлечь намного больше бюджетных денег, чем того требует ситуация), а техническое задание перегружается ограничениями, согласованиями и прочим крючкотворством при максимально сжатых сроках (чтобы отпугнуть сторонние компании).
На этапе торгов начинается ГЛАВНОЕ: происходит координация действий между будущим исполнителем (выгодным заказчику) и компаниями-спойлерами, с целью нейтрализовать возможных конкурентов. Спойлер ставит минимальный прайс, выбивая из игры фирмы, готовые играть на понижение в разумных пределах. Но по чудесному стечению обстоятельств спойлер, несмотря на лучшее ценовое предложение, каждый раз проигрывает "нужной компании", которая, в свою очередь, выставляет максимальный ценник. Нужно ли говорить, что все спойлеры – компании, напрямую аффилированные с Минкультом, их постоянные подрядчики по другим проектам. Более того, в некоторых случаях они меняются местами, и сами становятся победителями аналогичных контрактов».
Если дело обстоит так, как описал автор расследования, то речь идёт о создании натурального организованного преступного сообщества. С чётким распределением ролей и «крышей» в лице чиновников из профильного департамента Минкультуры.
«Как результат, при исполнении крупнейших проектов в сфере цифровизации культуры:
- во-первых, расходуется значительно больше бюджетных средств, чем того требует реальная услуга;
- во-вторых, нарушаются принципы конкуренции;
- в-третьих, создаётся почва для развития коррупции и хищения бюджетных средств».
Далее автор расследования взял 5 конкретных госзакупок…
Оказание услуг по созданию мультимедиа-гидов, с использованием технологии дополненной реальности, по экспозициям и выставочным проектам:
…И наглядно показал, что услугу себестоимость в 10-12 миллионов рублей специально загодя раздувают до 120-миллионного контракта явно собираясь украсть всё, что не пойдёт на оплату прикормленной фирме-исполнителю.
«За 2 года были проведены 5 торгов по созданию медиагидов для платформы "Артефакт". 4 из 5 раз выигрывала одна и та же фирма - ООО "Некст Спейс". Каждый раз выигрывала с максимальной ценой, почти без снижения адски завышенной начальной максимальной цены. Единственный раз, когда победила фирма со стороны, независимые ребята из Новосиба... контракт с ней расторгли.
Каждый раз, на конкурс заявлялись по 2-3 независимых игрока с адекватными, рыночными ценами, но всё равно проигрывали "Некст Спейсу". Как же это происходило? Дело в том, что помимо "Некст Спейса" в конкурсах всё время участвовали одни и те же конторы, явно аффилированные с Минкультом. Это сам разработчик приложения "Артефакт" – ООО "Датастек" и ещё две конторы из числа постоянных подрядчиков ведомства. Они роняли свои ценники так, что вышибали из игры тех, кто решил демпинговать. Но потом, чудесным образом оказывалось, что у потенциальных "спойлеров" 0 баллов по неценовым критериям (опыт, предложение по улучшению проекта), и они уступали победу "Некст Спейсу"».
Как может быть ноль баллов «по неценовым критериям» у компании «Датастек», которая разработала то самое приложение «Артефакт»? Они что же, не имеют опыта и предложений по улучшению проекта, когда речь идёт об их собственном приложении? Здравый смысл подсказывает, что так не бывает. А значит – компания изначально взялась участвовать в конкурсе, только чтобы вышибить из тендера сторонних претендентов.
Если же сторонний участник всё-таки чудом ухитрится выиграть конкурс, то его донимали придирками, ища повод разорвать контракт.
«Новосибирская фирма "Риал Тэк", которая победила в одном из конкурсов, так сильно уронила цену, что даже спойлеры не смогли ниже.
Победителя допустили к исполнению, но вскоре контракт с ним расторгли. Поводом для этого стали претензии к объёму текстов, подготовленных исполнителем на первом этапе работ, а также к многочисленным опечаткам. Кроме того, в отдельных работах уникальность текста составляла менее 85%. Как результат, контракт был расторгнут, а ООО "РИАЛ ТЭК" попало в реестр недобросовестных поставщиков, лишившись и обеспечения в размере 3 750 000 рублей.
Казалось бы, всё справедливо, предприятие не справилось со взятыми на себя обязательствами. Смущает только тот факт, что поверхностный анализ работ "Некст Спейс" по предыдущему аналогичному контракту указывает на обилие опечаток, ошибок и заимствований в их текстах. При этом практически повсеместно не соблюдаются требования к минимальному объёму текста в "точках интереса" и описаниях экспозиций. Только после выборочного ознакомления с 4 экспозициями "РадИщевский музей", "Картинная галерея имени СысОева", "СЕрпуховский музей", "АзОвский музей – Сокровища кочевников Евразии" мы насчитали около 100 ошибок и неточностей в текстовом контенте и повсеместный недобор до минимальной длины текста для "точек интереса".
Здесь и опечатки, и недотянутый объём, и копипаста, и просто небрежное оформление. Получается, что при одинаковых проблемах "свой" исполнитель продолжил выполнение работ и даже не получил акт о выявленных нарушениях по окончанию работ (ведь ошибки не исправлены до сих пор), а независимый победитель был наказан по полной и зачислен в реестр недобросовестных предпринимателей».
В итоге вырисовывается продуманная схема, цель которой – именно «распил» бюджетных денег.
«Резюмируем, что же здесь не так с точки зрения закона. По нашему мнению.
Перед нами:
1. Подготовка закупок с начальной максимальной ценой, многократно выше цен, учитывающих достойную прибыль;
2. Составление и корректировка конкурсной документации, дающей преимущества конкретному участнику;
3. Пропуск множественных несоответствий требованиям техзадания в результатах исполнения контракта для конкретного участника с жесточайшим наказанием за те же нарушения независимого участника;
4. Использование схемы с несколькими контролируемыми участниками для занижения значимости ценового критерия, которая возможна только при координации действий со стороны конкурсной комиссии Заказчика, что доказано математически;
5. Информирование контролируемых участников конкурса о появлении неизвестных участников с качественными предложениями по предмету закупки.
Данные факты указывают на нарушение законодательства в сфере защиты конкуренции, а именно статей 11, 15-17 Федерального закона "О защите конкуренции"».
Мне остаётся лишь поблагодарить наших неравнодушных сограждан, потрудившихся вскрыть данную схему. Автор поста на «Пикабу», сообщил, что весь фактаж по выявленной схеме уже подан в ФСБ и другие правоохранительные структуры.
Да, люди начали копаться в подноготной потому, что их компания проиграла тендер. Но это – нормальное явление, поскольку здоровая конкуренция – необходима. Особенно – в тех сферах, где используются бюджетные средства и высока вероятность коррупционного сговора чиновников с аффилированными компаниями.
Из скринов, приложенных к посту, следует, что выбранный ловкачами из Минкультуры подрядчик не только поучаствовал в освоении раздутого бюджета, но и сделал работу некачественно. То есть, освоение бюджета для него было главным, а труд – так, «на отцепись».
Это ненормально, это наносит ущерб интересам государства и общества, а значит – должно быть уголовно наказуемым,
Без лишения чиновников возможности для реализации описанных схем, мы порядок в культурной сфере России не наведём.
Призываю вас, уважаемые подписчики, сообщать мне, если вы увидите где-то подкреплённую фактами информацию о подобных «распильных» схемах. Вместе мы постараемся придать ей максимальную огласку.
Чтобы ни один «человек со светлым лицом», замешанный в коррупции, не ушёл не обиженным.