Территориальный спор с Японией по «северным территориям» может продолжаться еще 100 лет.
Курилы — это гряда из 56 островов, растянувшихся в Тихом океане на 1 200 километров от российского полуострова Камчатка до японского острова Хоккайдо. Большая их часть необитаема и представляет собой скалистые части суши в бескрайнем океане. Спорные Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи — самые крупные. Более того, их территориальное местонахождение позволяет России считать Охотское море своими внутренними водами. Выпади хоть один из них из этой цепочки — и доступ в богатейшее морепродуктами море станет проходным двором, куда сможет беспрепятственно зайти каждый встречный-поперечный. В том числе и авианосцы с надписью US Navy на борту. В этом «нюансе» также кроется часть претензий Японии на «северные территории».
Смотрим на карту. Курильская гряда — как челюсть, которая своими зубами-островами полностью закрывает Охотское море, создавая здесь сплошную линию Государственной границы России. Широта территориальных вод, подчиненной исключительной юрисдикции государства, определенной ООН в 12 морских миль, позволяет протянуть здесь по морю непрерывную «контрольно-следовую полосу». А за буйки, как известно, заплывать нельзя!
И, если выбить эти «зубы» — острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и гряду островов Хабомаи, то образуется приличная такая дыра-пролив со стороны Тихого океана, которую будет контролировать Япония и, естественно, союзник Страны восходящего солнца — США. Гуляй Америка, прощай Охотское море! Смотрим дальше по карте. Оговоренные по советско-японской декларации 1956 года к возможной передаче, в случае заключения мирного договора, острова Шикотан и Хабомаи — это как молочные зубы, их выпадение челюсть не ослабит и, что немаловажно, не позволит прервать сплошную линию российской морской границы.
Между островами Курильской гряды имеется лишь два пролива, которые не замерзают в холодное время года. Это пролив Екатерины, расположенный между островами Итуруп и Кунашир, а также пролив Фриза между островами Итуруп и Уруп. Если бы эти южные острова принадлежали другой стране, трудно даже представить, как бы осуществлялось транспортное сообщение между, например, Петропавловском-Камчатским и Владивостоком зимой. К тому же не стоит забывать о морском флоте России на Дальнем Востоке. Корабли из Владивостока зимой не смогут выйти в Тихий океан без согласования с третьими странами.
Председатель Совета министров СССР Николай Булганин, подписавший декларацию с премьер-министром Японии Итиро Хатоямой, вырыл тогда самураям глубокую яму. Определенные к передаче острова особой ценности не представляют — Хабомаи вообще являются необитаемой и скалистой частью суши. Взамен на обещание возможной уступки по этим островам Советский Союз и Япония восстановили дипломатические и консульские отношения, и вышли из состояния войны. Возобновились и торговые отношения — мы им продавали топоры, они из них делали бритвенные лезвия и зубочистки и уже продавали нам. Тем не менее, товарищу Булганину огромный респект за хитроумный план, который даже на перспективу не позволяет Японии пробить брешь в Курильской гряде, пусть и при условия «сдачи» Шикотана и Хабомаи.
Нынешний японский премьер-министр Синдзо Абэ крутится вокруг президента Владимира Путина и так, и сяк — как уж на сковородке. Выясняется, что и заключение мирного договора, которого Япония ждала долгих 70 лет, ему не очень нужно, и острова, оговоренные декларацией 1956 года, тоже не особо в радость. Подайте сразу весь пакет из четырех островов. Однако Путин-сан, tomodachi-друг, отвечает: «Нет, Синдзо-кензо, Кунашир и Итуруп я точно не отдам, да и над остальными еще подумаю. Посмотри на Сан-Франциский мирный договор 1951 года, вы там отказались от всех претензий на Курильские острова».
В отличие от Горбачева («перестройка», «гласность», Pizza Hut), который первым из советских руководителей признал наличие территориального спора по четырем островам и Ельцина, который в 1993 году подписал Токийскую декларацию, по которой нужно было вначале урегулировать спор, а потом подписать мирный договор, Путин на такие уступки не идет. По целому ряду причин. Как экономических, так и военных, ну еще и политику, надо полагать, в голове держит.
Помимо упоминавшегося возможного возникновения дыры, которая откроет Охотское море для свободного промысла и военного присутствия, на том же острове Итуруп находится крупнейшее в мире месторождение рения — редкого и дорогостоящего металла, используемого в ракетостроении и авиационных двигателях. На Курилах развит рыболовный промысел, который составляет основную экономику островов, рыбоперерабатывающие предприятия создаются и на «потенциально японском» Шикотане, где раньше был самый крупный в СССР консервный завод. Есть на островах и большое количество термальных источников, которые, правда, курортной меккой пока так и не стали.
С военной точки зрения Курилы представляют гораздо большее значение. Рядом с ними находятся незамерзающие глубоководные проливы, которые связывают Охотское море с Тихим океаном. Это удобный выход именно в районе Итурупа и Кунашира, Шикотан и Хабомаи, расположенные в стороне от основной гряды, такого значения не имеют. И если японцам достанутся острова, то там незамедлительно окажутся «уши» американских радиолокационных станций и систем ПРО.
Абэ пообещал Путину не размещать американские базы на Курилах, подзабыв, видимо, про договор о безопасности США, которые весьма вольно чувствуют себя на территории Японии, при всём её суверенитете. Заметим, что первый американский радар диапазона «Х» действует в префектуре Аомори, на севере страны, с 2006 года. Он способен подсматривать не только за противоположными китайскими берегами, но и «пасется» в небе над российским Владивостоком, а то и дальше. Упустят американцы подвинуть свои станции поближе к границам России? Тут к гадалке не ходи. Сейчас на Японских островах расположен 91 военный объект США и пару-тройку новых на Курилах они расположат с большой готовностью.
— Условием для обсуждения возможности передачи Японии Россией двух островов южной части Курильской гряды должно стать не только неразмещение на них американских военных баз, а вообще отсутствие таковых на всей территории Японии, — считает военный эксперт, Виктор Мураховский. — Пока американские военные базы размещены в Японии, в принципе никакой речи о передаче не будет вообще. Япония не обладает в настоящее время полным суверенитетом. Она является оккупированной страной по итогам Второй мировой войны. Какие тут могут быть переговоры?
Побряцаем «стальными мускулами» в ответ! Чем помимо уже известных вооружений российская армия сможет защитить Курилы? Если брать морскую составляющую, то помимо имеющихся сил и средств Тихоокеанского флота предполагается введение в строй эсминцев нового поколения, предназначенных именно для действий в районе Курильских островов — первый из них был заложен в 2017 году. Водоизмещение корабля — до 18 000 тонн, скорость 32 узла, экипаж — 300 человек. Срок службы — 50 лет. На вооружении эсминца такого класса будут стоять 70 противокорабельных крылатых ракет, противовоздушная система С-500 «Прометей» с боекомплектом 128 ракет, 24 противолодочных управляемых ракет.
Предназначенные для защиты арктического побережья России атомные подводные лодки проекта «Ясень» к Курилам могут выдвинуться лишь в экстренных ситуациях. Для защиты прибрежных вод вероятнее всего будут использоваться ПЛ проекта П-750, проектируемые в КБ «Малахит». Они более маневренны и эффективны именно на небольшом расстоянии от береговой линии. Такая субмарина с экипажем в 9 человек несет на борту 4−8 крылатых ракет, 4 торпеды 533-мм калибра, 8 торпед 400-мм калибра, около 20 мин и 4 зенитных ракет «Игла».
Еще большие перспективы у разрабатываемого в Санкт-Петербурге концепта новейшего авианосца. Предполагается, что его водоизмещение составит 100 000 тонн. При длине в 330 и ширине в 40 метров, авианосец сможет нести на борту 90 летательных аппаратов — как пилотных, так и беспилотных. Естественно, что круг его боевых задач будет гораздо шире, чем охрана Курильской гряды. В отличие от пресловутых вертолетоносцев «Мистраль», возможности которых военные моряки оценивают весьма скептически.
В качестве надводных патрульных средств в прибрежных акваториях Курильской гряды широкое применение найдут беспилотные катера. Особая роль отводится и необитаемым подводным аппаратам — все они управляются с берега. В этой сфере российская оборонная промышленность занимает лидирующие позиции в мире — еще с конца 1990-х годов океанские глубины бороздят мини-субмарины без экипажей, которые способны находиться под водой неограниченное время. Они практически незаметны для средств подводной пеленгации, при этом собирают весь комплекс подводной информации. Могут нести на борту и боевые заряды, в том числе и ядерные. Ну, это так — для сведения.