Пока мы читали по-военному краткие заявления «достинута скорость 8М, ракета успешно поразила цель», западные эксперты сумели разглядеть нечто интересное.
Идентификация оружия
Впервые на этот момент обратил внимание Х. И. Саттон, автор и публицист организации USNI, изучающей развитие военно-морских сил в мире. Качество и глубина анализа выдают в этом человеке знатока российских вооружений. По крайней мере, он заметил детали, известные лишь узкому кругу разработчиков противокрабельных ракет (ПКР) и военных моряков, имеющих опыт обращения с этим оружием.
Итак, в мире существует всего один уникальный тип ПКР. Ключевая внешняя особенность этих ракет — отделяемая в полете крышка воздухозаборника с соплами реактивных двигателей, отвечающих за ориентацию ПКР после старта.
Это российская П-800 «Оникс» с её экспортными вариациями («Яхонт»/«Брамос»).
Сложная голова ракеты
Загадочная конструкция «Оникса» является следствием его маршевой сверхзвуковой скорости. Ракета практически целиком состоит из прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), вокруг и внутри которого размещены остальные системы.
Маршевый двигатель П-800 развивает в девять раз большую тягу, чем двигатель крылатой ракеты «Калибр». За счет своих энергетических возможностей, недоступных ни одной другой ПКР, «Оникс» способен на больших высотах развивать скорость в 2,6 раз превышающую скорость звука!
Это неожиданно крупная и дальнобойная ракета, резко выделяющаяся на фоне остальных противокорабельных вооружений XXI века. Способная поражать морские цели на расстоянии 500+ км. По значению стартовой массы «Оникс» в пять-шесть раз тяжелее типичной ПКР западного образца. И почти вдвое превосходит по массе крылатые ракеты большой дальности «Томагавк».
Масса «Оникса» с пусковым стаканом достигает 3,9 тонн, а длина — 9 метров. Что уже близко к предельным значениям для корабельного стрельбового комплекса (УКСК, 3С14). В котором используются установки вертикального пуска (УВП) длиной 9,5 метров.
Стоит обратить внимание, что вертикальные ячейки УКСК превосходят по длине ячейки американской УВП MK.41. Разница значительна, она составляет от 1,8 до 4 метров, в зависимости от модификации Марк-41. Имеются различия и в поперечных размерах.
Ни один натовский корабль даже в теории не способен запустить 9-метровую сверхзвуковую ракету.
Габариты отечественной УКСК напрямую связаны с наличием в боекомплекте «длинной» ПКР с диаметром корпуса 670 мм. Другие варианты загрузки, представленные ракетами семейства «Калибр», не требуют ПУ большого размера. «Калибры» могут запускаться даже через стандартный 533-мм торпедный аппарат.
Сверхзвуковая ПКР предъявляет массу жестких требований. Как для конструкции ракеты, так и для её носителей.
«Калибр», как и все дозвуковые ракеты (Х-35, «Гарпун», «Томагавк», LRASM), использует компактный воздухозаборник, раскрывающийся после старта в хвостовой части. Переднюю часть корпуса КР целиком занимают блоки системы наведения и боевая часть.
У «Оникса» все иначе. В носовой части ракеты находится конус воздухозаборника. В нём размещены ГСН, бортовая аппаратура управления и боевая часть. Диаметр конуса превосходит диаметр фюзеляжа американской ракеты «Гарпун».
Компоновка ракеты: 1 — головка самонаведения; 2 — бортовая аппаратура системы управления; 3 — боевая часть; 4 — топливный бак; 5 — рулевой привод; 6 — стартово-разгонный двигатель.
Во избежание попадания в двигатель посторонних частиц в момент старта, воздухозаборник закрыт массивной крышкой. Но создатели «Оникса» пошли еще дальше. В крышку встроены реактивные двигатели системы ориентации, срабатывающие после выхода ПКР из пусковой шахты. Их кратковременный импульс разворачивает ракету в горизонтальное положение, в направлении полета к цели. В следующую секунду производится сброс крышки, освобождая воздухозаборник маршевого прямоточного ВРД.
«Оникс» такой один
Нет, он не один. В мире появилась другая ракета с таким же алгоритмом стартовых операций. На представленных кадрах с испытаний ЗМ22 «Циркон», заметна головная часть, весьма похожая по форме и содержанию на аналогичную у ракеты «Оникс». Обратите внимание на момент выхода ракеты из УВП.
Далее, наблюдая за процессом пуска, мы можем отчетливо увидеть срабатывание двигателей ориентации в головной части «Циркона» с последующим отделением крышки воздухозаборника.
Пуск ПКР «Оникс». Замедленная съемка.
На основании этих наблюдений мы можем сделать вывод, что в конструкции «Циркона» используются решения, аналогичные 2,6-маховому «Ониксу».
Применение сбрасываемой крышки однозначно указывает на наличие воздухозаборника в головной части ракеты. Никакой другой причины прикрывать головную часть во время старта быть не может. Следовательно, воздушный канал проходит сквозь фюзеляж, насквозь, к установленному в хвостовой части двигателю.
А это значит, что по своему облику и компоновке гиперзвуковой «Циркон» гораздо более соответствует «Ониксу». И совсем не похож на аппарат с клиновидным ассиметричным корпусом и узким коробчатым воздухозаборником под фюзеляжем. Который на протяжении нескольких лет выдавался за «предполагаемый облик гиперзвуковой ПКР».
Настоящее название экспериментального летательного аппарата - «Вэйврайдер».
Вопросы без ответа
Каждая деталь порождает вопросы. Перед вами система из трёх уравнений:
1. Облик и компоновка «Циркона» оказались подобны существующей ПКР «Оникс». Зафиксирован факт использования одинаковых технических решений (головная крышка с двигателями ориентации и компоновка с осесимметричным расположением воздухозаборника).
2. Значения массы и габаритов «Циркона» не могут (в разы) отличаться от параметров «Оникса», ввиду ограничений, наложенных размерами универсальной пусковой установки фрегата «Горшков».
3. «Циркон» обладает в 3 раза большей скоростью (8 Махов вместо 2,6).
На основе реальных примеров мы знаем, что увеличение скорости до «смешных» 2,6 скоростей звука повлекло за собой радикальные изменения в конструкции «Оникса» — по сравнению с дозвуковым «Калибром».
Например, сверхзвуковой ракете потребовалось в пять раз большее значение удельной тяги.
Действительно, кто сейчас поверит, какую цену пришлось заплатить для достижения скорости 2,6 Маха? Нынешняя публика избалована обещаниями про 8 и даже 9 скоростей звука. Вот это — сила, это — масштаб!
Но вернемся в суровую реальность.
«Оникс» — самая быстрая из реально существующих ПКР — имеет характеристики на пределе возможностей конструкции как самой ракеты, так и её носителей. Были «выжаты» последние резервы из технологий нашего времени. Масса боевой части «Оникса» сокращена в 1,5 раза, по сравнению с более легким «Калибром». Корпус превращен в воздухозаборник ПВРД. Пространство камеры сгорания прямоточного двигателя (до его включения на скорости 2М) используется для размещения твердотопливного ускорителя. Если бы использовался отдельный бустер, как у «Калибра», такая ракета (из-за своей длины) не поместилась бы ни на одном корабле.
Если это — 2,6 скорости звука, то насколько более мощный двигатель потребовался «Циркону» для достижения 8 Махов?
И какие изменения должны были произойти в облике, компоновке и размерах такой ракеты? По сравнению с «медленной» сверхзвуковой П-800?
Главный вопрос — насколько отличается ЗМ22 «Циркон» от советской ракеты «Оникс»?
Кто-нибудь задумывался над этим?
История «Циркона» начиналась с заявлений о достижении скорости в пять-шесть Махов. Зимой 2019 года стали поступать заявления о достижении 9М. Сейчас решили остановиться на 8М. Интересно, официальные лица, называющие в произвольном порядке числа Маха, понимают ли, что эти цифры означают разные летательные аппараты?
Разные конструкции!
Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель для скорости 8М не может работать в другом режиме, на скорости 6М. В его камере не успеет сгореть топливно-воздушная смесь. В обратном случае, 6-маховый двигатель «захлебнется» воздухом на восьми скоростях звука.
Пример — заокеанская программа Х-43 по созданию гиперзвуковых аппаратов с ГПВРД предусматривала строительство трех различных концептов. Для скоростей полета равных 5М, 7М и 9,5М.
Другой момент связан с разгоном до скорости, на которой становится возможным работа ГПВРД. Как следует из примера с аппаратом Х-43А, его разгон до рабочей скорости (9М), производился с помощью 19-тонной ракеты-носителя «Пегас».
Более медленный Х-51 «Вэйврайдер» оказался тоже неплох. Его разгонной ступенью (до скорости 5М) стала баллистическая ракета малой дальности ATACMS.
Остается добавить, что оба аппарата запускались не с поверхности, а из стратосферы. Куда были доставлены бомбардировщиком Б-52.
Эксперимент еще раз доказал чрезвычайную энергозатратность полетов с гиперзвуковой скоростью.
Возвращаясь к «Циркону», неясно, каким образом подобные энергетические возможности были достигнуты в габаритах «Оникса»?
Более простые вопросы, связанные с теплозащитой на скорости 8М, в данном случае можно проигнорировать.
Приведенные выше факты являются причиной того, что внешний вид «Циркона» сохраняется в строгой тайне. В то время, когда другие образцы сверхсекретного, но реально существующего оружия «светят» во всех подробностях. Если перспективная ракета окажется копией «Оникса», то неизбежно последуют вопросы специалистов, на которые нельзя дать вразумительного ответа. Ведь использованные при создании «Оникса» решения не позволили даже приблизиться к скорости 3М.
Оружие вчерашнего дня?
Восемь скоростей звука означают наступление новой технической эпохи. Такое «изделие» не может иметь чего-либо общего с существующими ПКР.
На сегодняшний день ситуация такова.
С одной стороны, физика и наблюдаемое сходство «Оникса» с «Цирконом». Настолько, что кадры с запуском гиперзвуковой ракеты неотличимы от пусков «Оникса».
Слева — пуск «Циркона». На правом снимке «Оникс», запущенный с берегового ракетного комплекса «Бастион».
С другой — заявления «эффективных менеджеров». Тех самых лиц, которые «провалили» большинство программ по созданию традиционных вооружений.
Иных доказательств существования 8-маховой ракеты до сих пор не появилось.
Можно проигнорировать тяжесть обозначенных фактов и увеличить скорость «Циркона» еще на несколько Махов. Но нам нужна честная и непредвзятая оценка.
Поток одобрительных возгласов не может скрыть явных и очевидных противоречий в истории с «Цирконом».
Каким оружием предстоит воевать нашему ВМФ?
Испытательный пуск противокорабельной ракеты «Оникс». Фото: npomash.ru