На самом деле, тот результат боев в Карабахе, который мы видим сегодня, можно было предугадать еще летом 2020 года. Азербайджан особо не скрывал военных приготовлений: войска стягивались к границе с Нагорным Карабахом, там же концентрировалось вооружение, строились склады и коммуникации. Не надо было быть провидцем, чтобы понять: Баку готовится к боевым действиям. Однако армянская (карабахская) разведка почему-то данный факт если и не игнорировала, то не придавала ему должного значения.
Между тем, если Армения и Карабах опирались бы на данные разведки, они бы смогли более эффективно подготовиться к готовящемуся азербайджанскому наступлению. Например, можно было бы определить, на какие виды вооружений Баку будет делать упор, и озаботиться ответными мерами. В первую очередь, это касается беспилотных летательных аппаратов турецкого производства: судя по всему, в Карабахе не ожидали, что Азербайджан будет их использовать столь активно и в таком количестве.
Получается, что одна из критических ошибок НКР - либо игнорирование данных разведки, либо полное отсутствие эффективной работы таковой.
Противовоздушная оборона стала еще одним слабым местом армии Нагорного Карабаха. Учитывая, что система обороны Карабаха развивалась в 1990-е годы, она значительно устарела. Если азербайджанская авиация 1990-х годов была довольно слабой и против нее хватало тех средств ПВО, которые находились на вооружении карабахской армии, то теперь мы видим совсем иную ситуацию. Но превосходство Азербайджана в воздухе вполне можно было нивелировать, если озаботиться выстраиванием единой системы ПВО, а не удерживать ЗРК разрозненными и фактически не связанными между собой информационным полем.
Прежде всего, Азербайджан использует беспилотные летательные аппараты, которые особенно эффективны в равнинной местности. Армянская сторона ничего не может противопоставить азербайджанским БПЛА, особенно если учитывать, что прямую военную помощь Азербайджану оказывает Турция, являющаяся важнейшим производителем беспилотников в регионе. При необходимости Баку получит и дополнительные БПЛА, и специалистов для их обслуживания. Ничего этого у Карабаха и Армении нет.
Наконец, нельзя не отметить и общую стагнацию армянских и карабахских вооруженных сил в плане стратегии и тактики обороны региона. Пока в Баку уделяли огромное внимание модернизации своих вооруженных сил, в Карабахе жили победами прошлого, вспоминали события тридцатилетней давности и кормили себя мифами о том, что и в этот раз удастся оттеснить азербайджанский натиск и едва ли не разгромить Азербайджан полностью.
Действительно, в 1990-е годы армянам удалось нанести поражение азербайджанским формированиям и отстоять фактическую независимость Нагорного Карабаха, несмотря на численное превосходство азербайджанской армии. Но сейчас – совсем другая ситуация: Азербайджан сильно изменился, выросли его финансовые возможности, укрепились связи с союзниками. Вероятно, ещё одна ошибка армянской стороны - игнорирование роста азербайджанской мощи. А, возможно, и странная надежда на то, что в конфликт сразу же в военном плане вмешается Россия.
Кстати, о связях с союзниками – это ещё одна фатальная ошибка армянской стороны. Несмотря на огромные диаспоры в таких странах как Россия, США, Франция, Карабах и Армения фактически оказались в одиночестве в своем противостоянии с Азербайджаном. Премьер-министр Никол Пашинян незадолго до конфликта выступал с антироссийских позиций, тем самым забывая о том, кто в действительности является гарантом безопасности в Закавказье. Сейчас мы видим открытую поддержку Азербайджана со стороны Турции и Пакистана, поставки вооружений Израилем.
Что же касается Армении, то и Россия, и США, и Франция ограничиваются лишь заявлениями о необходимости возвращения к переговорному процессу. Нет в Карабахе французского спецназа и американских беспилотников, нет заявлений Владимира Путина о помощи «братьям-христианам» (да и странными выглядели бы сегодня эти заявления), зато Азербайджан сполна получает и военно-техническую, и военную, и моральную поддержку со стороны своих союзников.
В итоге мы видим печальную ситуацию: карабахская армия продолжает нести серьезные потери, азербайджанские войска постепенно продвигаются все дальше и дальше. Исправить сложившееся положение могут лишь третьи силы, если вмешаются в конфликт. Но пока, как мы видим, Москва не горит желанием вставать горой за Пашиняна. И виноват в этом, в том числе, и сам действующий армянский премьер.
И перечисленных ошибок армия Нагорного Карабаха при поддержке из Еревана могла бы избежать. Если, конечно, у нынешнего армянского руководства есть интерес не потерять контроль над территориями непризнанной (в первую очередь не признанной им же самим) республикой.