Бывают ситуации, когда на алтарь интересов отдельных влиятельных игроков кладется судьба менее сильного и могущественного игрока. Иногда эта судьба находится на алтаре десятилетиями. Одной из таких постоянных тем является палестинский вопрос. Начиная с 1947 года, он является актуальным для всех без исключения стран арабского мира, становясь если и не центральной темой, то по крайней мере незаживающей раной в политическом и социальном пространстве арабского мира. Одни только миллионы палестинских беженцев, десятилетия ютящиеся в лагерях беженцев в сопредельных государствах вносят особую струю в политическую жизнь приютивших стран. Что уж говорить о международной арене.
Сейчас мы с Вами на пороге очередных грандиозных событий на данном направлении. После завершения многосерийной эпопеи сформированием правительства Израиля наконец то оно появилось. А это значит, что пауза в деле палестинского вопроса будет завершена. Израиль активно возьмется за ее реализацию, а ситуация в мире из-за этого как минимум накалится.
Не стоит думать, что она будет локальной или легкой. Ее контуры уже очерчены. Причем не просто пунктирами, а жирными красными линиями. Они проведены администрацией Трампа (а поговаривают вообще его зятем Дж. Кушниром) в рамках предложенного ранее плана «большой сделки по Ближнему Востоку». Который правильнее было бы назвать мир и деньги в обмен на территории. Фактически Палестине предлагают отдать часть (значительную) своей территории Израилю, а в ответ получить признание со стороны США и их сателлитов, а также достаточно солидную сумму денег на развитие производств и социальной сферы. Как бы ни были падки до денег представители палестинской национальной администрации они не могут пойти на такой неравновесный обмен. Да и все арабские страны уже высказались против того, чтобы поддержать такое очередное ограбление палестинского народа.
Однако вся соль происходящего заключается в том, что США особо не собираются спрашивать ни арабские страны. Ни самих палестинцев в вопросе о реализации «большой сделки». Единственное, что их останавливало ранее – это отсутствие в Израиле хоть сколько-то работающего правительства. Которое могло бы принять хоть какое-то решение и протащить его через Кнессет. А для этого как ин крути нужно правительство и действующая коалиция.
В такой ситуации самим палестинцам и их сторонникам в арабских странах либо остаётся быть статистами и молча взирать на то, как уходят из-под контроля значительные территории Палестины. Либо что-то предпринимать. Но возникает естественный вопрос – что именно?
В этой ситуации вполне понятен интерес Израиля. Проблема, которую не смогли решить до сих пор. Проблема, о которую сломали зубы А.Шарон, И. Перес, И. Рабин и многие другие израильские политики фактически преподносится ими на блюдечке США. Понятна заинтересованность США – для Трампа решение проблемы Палестины – это решение проблемы его избрания в качестве президента США. Не 100 % разумеется, но иметь за спиной израильское лобби в Вашингтоне и не иметь его это две очень большие разницы.
Так что Палестина практически обречена. И Израиль, и США безусловно начнут свою операцию по отторжению от Палестины значительной ее части. И этот процесс привносит в ситуацию новое движение, новые краски, а равно и новые угрозы. Поговорим обо всем последовательно.
Израиль
Основной участник трагедии предопределен. Это Израиль. Именно та страна. которая в первую очередь заинтересована в реализации плана по Палестине.
Что дает Израилю этот план В первую очередь и в наибольшей степени решение ключевой задачи – решения проблемы еврейских поселений в Палестине. Если А. Шарон пытался решить проблему через снос поселений, за что получил серьезные проблемы внутри страны. Другие израильские политики даже не помышляли о том, что когда-нибудь, пусть в отдаленной перспективе судьба еврейских поселений в Палестине решится, причем однозначно в пользу Израиля.
Львиная доля в реализации такой возможности принадлежит США. Без активности Трампа на продвижении такой сделки (так и не принятой арабами) она не могла реализоваться. У самого Израиля не хватило бы ни внешнеполитического ресурса, ни сил для того, чтобы в полной мере реализовать такой план. Говорим Тель-Авив - подразумеваем Вашингтон.
Сейчас Израилем уже сделаны три существенных шага по реализации проекта отторжения части палестинских территорий. Во-первых, приведены в готовность силы армии (ЦАХАЛ) и по сообщению СМИ ими уже проведена разведка на сопредельных территориях Ливана, Иордании, Египта. Во-вторых, произведено частичное развертывание сил. Более того эти силы уже вступили в противодействие отдельным исламистским группам. Появились убитые и раненые в том числе среди израильских военных. Такие жертвы Израиль не волнуют, на большую войну с арабами, имеет за спиной Вашингтон, власти Израиля не рассчитывают. Наконец, в-третьих, только получивший кресло премьера Нетаньяху уже заявил о готовности реализовать план отторжения части палестинских территорий в пользу Израиля.
Этим будут решены сразу три проблемы. Во-первых, полностью решится проблема еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан (переносить и закрывать не будет нежено ничего). Во-вторых, Нетаньяху подыграет израильским алармистам, призывающим не обращать внимания на угрозы арабского мира, а действовать, по их мнению, в интересах Израиля. В-третьих, следующее за этим признание остатков территорий в качестве Палестинского арабского государства полностью снимут вопрос напряженности с ООН, резолюции Совета Безопасности которой Израиль длительное время попросту игнорировал.
Плюс реализация плана - это дополнительные инвестиции и финансы, как с освоения новых территорий. Так и с строительства коммуникаций – дорог, мостов, тоннелей, которые предполагается построить в большом количестве, дабы связать мозаичные арабские территории.
Из минусов, это угрозы терактов и, возможно, боевых действий с отдельными арабскими силами. Но это не пугает израильское руководство, поскольку Иерусалим считает, что присутствие США спасет их от любых действий со стороны арабов. Таим образом, кажется, что Израиль от сделки будет в любом случае в выигрыше.
США
Вторым игроком (хотя на деле и основным в данном процессе) является США, а точнее Дональд Трамп. Именно он решил сделать то, что не удавалось ни одному американскому президенту до этого. Практически решить (правда в своем духе) палестинский вопрос. Решить правда под лозунгом «нет Палестины, нет и проблемы». Но Трампа это уже мало интересует.
На самом деле все американские президенты серьезно опасались делать что-то такое. Их максимум хватало на Кемп-Девид или соглашения Шарм-аль-Шейх. Но это только лишь прекращение вооруженного противостояния, но ни в коем случае не решение проблемы как таковой. И виной тому был страх перед реакцией арабского мира, страх утраты геополитических позиций. США тогда еще думали о своих партнерах.
По большому счету предложенный план на самом деле тоже ничего практически не решает. Арабы не смиряться с потерей территории и будут ждать, когда им выпадет шанс разобраться с Израилем. Устраивать войну с США ни один принц, шейх, король или эмир в доброй памяти не будет. А вот если США не будет строго следить за этим, а еще лучше утратит оперативную возможность участвовать в событиях на Ближнем Востоке, тогда можно будет все переиграть по новой.
Что же получают Соединенные Штаты. На самом деле не мало.
Во-первых, лавры тех, кто решил палестинский вопрос. Трамп будет говорить, что он достоин Нобелевской премии (как ранее И. Рабин и Я. Арафат). Его противники будут заявлять, что на самом деле Трамп ничего не решил, а только ухудшил ситуацию. Но американцы умеют делать рекламу себе. И Трамп этим воспользуется.
Во-вторых, сейчас Трампу обеспечена благосклонность еврейского лобби в США и СМИ принадлежащих евреям. Возможно это лишь ситуативный эффект. Возможно вскоре об этом забудут, или попытаются забыть. Вот только до выборов в США осталось всего ничего – четыре с небольшим месяца! И сейчас любая информация, которая бы отвлекла от короновируса или экономического кризиса электорат для Трампа очень ценна.
В-третьих, и это очень важно, Трамп сделает большую заявку на то, чтобы продемонстрировать, что именно США (хотя и уходят из Ирака и Сирии, бегут из Афганистана), но по-прежнему контролируют все на «Ближнем Востоке». Успехи России в Сирии, собственные неуспехи во многих точках забудут на фоне того, что Трамп вырвал у арабов палестинские территории и отдал их Израилю. Показатель крутости и возможности.
Есть и негатив. Весь арабский мир будет недолюбливать США. Правда вот сделать ничего не сможет, чем окончательно сформирует убеждённость (пусть и для внутреннего пользования), что США действительно стали властелином арабского мира. Но это Трамп переживет. Ему не привыкать показывать ковбойскую дипломатию.
Таким образом именно США становятся основным политическим бенефициаром отторжения палестинских территорий. Хотя это и очевидно, учитывая, что именно США разработали данный план. Предложили его и всячески проталкивают даже на фоне не очень большого изначального желания Израиля его реализовывать (инстинкт самосохранения подсказывает, что это не самая удачная сделка).
Арабский мир
Самый незаинтересованный игрок в плане Трампа по Палестине. Конечно же арабский мир. По большому счету предлагаемая сделка унижает арабов, не решает проблемы беженцев, предполагает участие арабских стран в поддержке Палестины и еще целый ряд нюансов. Сделка не выгодна. Ущербна и вредна с позиций арабов. Но их позицию особо никто не слушает.
Для целей реализации плана США пытаются давить на арабский мир. Такими шагами –давления стал вывод из Саудовской Аравии американских систем ПВО, а также уход США с Синайского полуострова.
Ближайший сосед Израиля Египет, и один из флагманов арабского мира Саудовская Аравия, таким образом, оказались фактически под угрозой негативных последствий для своей безопасности. И если Египет в принципе может обойтись без американской помощи (он занимает весьма гибкую позицию по поставкам вооружения), то Саудовская Аравия имея рядом прекрасную страшилку в виде Ирана, очевидно будет менее активна в порицании американских действий по Палестине. Нет разумеется, толпы арабских улиц будут, бужддут скандирования и плакаты, будут «смерть Израилю» и «смерть США», сожженные фланги будут (в том числе и в Саудовской Аравии), но не полноценная государственная реакция.
Конечно Иордания уже заявила, что Израиль пожалеет об аннексии палестинских территорий. Правда не пояснила. Будет ли эта жалость от арабского оружия. или от громкого протеста арабской улицы. На второе Израилю совершенно плевать. Свое громкое фи высказали и другие мусульманские (или исламоцентричные государства). Но опять же умеренные. Связываться с США у них желания нет.
В принципе сейчас есть только два сценария будущего для арабского мира. Первый. Наиболее вероятный – оставить реакцию на оккупацию Палестины улице и террористическим группам, которые попытаются как-то напрячь Израиль (который, впрочем, к этому уже привык). От официальной власти будет только необязывающие заявления и не более.
Второй сценарий более негативный. Начинающиеся вслед за аннексией части Палестины реакция террористических групп вполне может вылиться в нанесение Израилем ударов по третьим странам. И вот тогда, определенно, может последовать ответная реакция, хотя бы из-за действий армий арабских государств, подвергшихся внезапной атаке. Такой сценарий не будет полезным для арабских стран, но может оказаться неотвратимым при нежелании Израиля выбирать меры ответа на террористические атаки.
При любых раскладах арабский мир несет большие потери. Это и потери части территории Палестины, и потеря репутации и авторитета, как способные к сопротивлению государства, это и потеря качества дипломатических отношений по некоторым вопросам и внутренние проблемы с арабской улицей, которая заметит импотенцию власти. Но военный путь еще хуже, так как к всему обозначенному добавится еще и военное поражение. Ни одна арабская страна сейчас не сравнится с потенциалами США и Израиля.
Россия
Во все это хитросплетение позиций невольно вторгается и Россия. Причин сразу несколько.
Во-первых, это Сирия. Присутствие российских войск в стране, расположенной в непосредственной близости от театра действий, да вдобавок еще и имеющей оккупированную Израилем территорию (Голанские высоты) безусловно создает проблему. Учитывая, что Израиль периодически совершает налеты на объекты в Сирии (якобы против иранских вооруженных формирований, или отрядов движения Хэзбалла) создает угрозу прямого включения в конфликт, который конечно же лучше было бы избежать, т.к. в конечном итоге, такой конфликт не принесет никаких дивидендов России.
Во-вторых, это участие России в работе Совета Безопасности ООН. Действия Израиля безусловно будут вынесены на рассмотрения Совбеза и безусловно будут заблокированы США. В такой ситуации речь идет конечно только о дипломатических шагах, однако в конечном итоге могут иметь серьезные последствия для всей палитры вопросов рассматривающихся в ООН.
В-третьих, это традиционные связи России с арабским миром, который ожидает в данном случае хотя бы некоторой реакции в том числе и от России. По большому счету если речь идет о заявлениях, что Россия не признает и возмущена такими действиями Израиля, то это не большая проблема. Даже одно такое заявление может существенно укрепить российские позиции в арабском мире, хотя не будет иметь кардинально решающего значения.
В-четвертых, необходимо учитывать и связи России с Израилем. Осуждающее заиление России по данному вопросу, скорее всего, никаких последствий не вызовет. Израиль уже привык к таким заявлениям и на них особо не реагирует. Другое дело, если конфликт разрастется и перейдет в прямое противостояние с соседними странами – Иорданией, Египтом, Ливаном и т.д. Большая война на Ближнем Востоке России не нужна. Она ухудшит ситуацию в Сирии, она поставит вопрос о прямом столкновении интересов России и Израиля, причем на приличном удалении собственно от территории России, она поставит под сомнение стратегическую безопасность из-за влезания в эту ситуацию США.
При любых обстоятельствах и израильская аннексия палестинских территорий и возможный острый конфликт после этого не в интересах России. Однако сделать с этим Россия ничего не может. Попытка остановить Израиль в его стремлении к приращению палестинскими территориями требуют больших аргументов, чем имеющиеся у России. И если в целом Россия вполне могла бы убедить Нетаньяху отложить реализацию плана аннексии на некоторое время сделать это сейчас не удастся по причине присутствия интересов США. Трампу решения палестинского вопроса нужно добиться до ноябрьских выборов. А это значит, даже если Израиль не захочет, Трамп принудит начать процесс аннексии.
Попытка успокоить арабскую улицу для России и вовсе нежелательна. Быстро запишут в сионисты и начнут проклинать чуть ли не больше самих виновников ситуации. Да и выплескивание энергии на улицы гораздо лучше, чем, например, направление ее против собственного правительства, что превратило бы Ближний Восток из взрывоопасной бочки пороха во взорвавшуюся. Волнения в лагерях беженцев неизбежны, падение рейтингов правительств арабских стран тоже. Но альтернатива – война с Израилем (и США) к которой арабы просто не готовы и которой боятся сами.
Так что ситуация будет накаляться, Россия невольно будет вынуждена принять в ней некоторое (надеюсь не особо деятельное участие) и потенциально способна перерасти в нечто большее, чем недовольство арабской улицы. Но это покажет будущее.