Я, признаюсь, даже не думал, что белорусское телевидение столь изощрённо подходит к подготовке возмездия
Блюдо, которое всегда подают холодным, оказалось выше всяческих похвал. Маленькая корректировка титров – и Польша, Литва и Украина приобретают совсем иное звучание. По решению руководства белТВ отныне в геотитрах будут отражаться следующие названия этих республик: «бывшая УССР», «бывшая Польская Народная Республика», «бывшая Советская Республика Литва». Это максимально соответствует исторической действительности. Они ведь на самом деле бывшие. Кто скажет, что дважды два не четыре, а Волга не впадает в Каспийское море?
Можно было и Латвию, позорно набросившуюся на чемпионат мира по хоккею следующего года и горячо поддерживавшую антибелорусские манёвры, смакуя каждый эпитет, назвать в соответствии с её историческим статусом: «бывшая Латвийская Советская Социалистическая республика».
В этом обозначении всё – и ностальгическая горечь от ушедшей эпохи, озарившей латышский народ светом добра и просвещения (не говоря об экономическом успехе), и печальная констатация того, что назад дороги нет и всё хорошее уже не вернёшь, и актуализация социалистической концепции, в верности которой заправские латышские марксисты пламенно клялись, целуя кумачовый стяг и признаваясь в любви к Ленину. И, конечно же, откровенное указание на предательство, циничное и невежественное, допущенное национальными элитами и поведшимся за ними народом, который устал от чистого настоящего и возжелал лёгкой путёвки в ещё более чистое будущее. И получил…
Удивительное не то. Стоило только белорусским госканалам совершить смену декораций, как поднялся неумолчный вопль униженных и оскорблённых. Казалось бы, почему? Наверное, всё объясняется тем, что человеку всегда в высшей степени неприятно, когда ему говорят, что он предатель, а ещё хуже – когда он бессилен заставить того, кто говорит, замолчать. Этот парад бывших – это зеркало их современного состояния. Ведь по сути то, что следует после слова «бывший» — это то, чем народы Польши, Украины, Литвы могут реально гордиться. То, что мелькнуло, как отвергнутый ими сон и никогда больше не повторится в том формате. И осознание невозможности вернуться в СССР, где их по-настоящему (а не с барского плеча) любили и уважали, заставляет их чувствовать себя ещё более неполноценными. Я, конечно, не этнопсихолог, но буду придерживаться именно этой гипотезы.
Сколько продлится парад бывших на белорусских гостелеканалах – кто знает. Но старт дан. У нас правит бал свобода слова. И особенно если слово отражает историческую истину, то мы не можем ограничивать себя в выборе более симпатичного нам определения той или иной страны. Все они и вправду бывшие. И, откровенно говоря, никому не нужные в нынешнем их состоянии. Иначе как объяснить, что голубой мечтой украинца является получение вожделенного безвиза и навсегда порвать с неудавшейся родиной. Голубые мечты литовца и поляка тоже недалеко ушли. Так что телевизионщики Белоруссии изящно попали в самую больную точку. Но это уже не вина и не проблема Белоруссии.+