Это произойдёт уже в осеннюю сессию Госдумы по результатам бюджетного процесса на 2023–2025 годы. И этот первый «бюджет СВО» в чистом виде, скорее всего, породит целый ряд взаимосвязанных «развилок», способных серьёзно повлиять на всё государственное и политическое пространство России.
Здесь есть о чём поговорить.
Во-первых, вопрос социально-экономического развития страны: будет ли его прогноз оптимистичным или пессимистичным. И, соответственно, какова будет реакция парламентариев.
Для понимания: внесение такого прогноза происходит вместе с самим бюджетом, и ключевые цифры такого прогноза (например, уровень цен на энергоносители, курсовые показатели, динамика ВВП) являются расчётной базой основных бюджетных параметров.
Далее: каким будет конкретный уровень оптимизма или пессимизма прогноза тех самых базовых параметров бюджета и то, каким образом по отношению к этому будут позиционироваться парламентские фракции.
В случае прогноза на простое продолжение нынешних трендов (падение общих доходов, включая углеводородные, падение промышленного производства, а также импорта и экспорта) может нарисоваться довольно мрачная картина будущего, и бюджет должен ей соответствовать — предлагать пути решения, максимально оптимизировать расходы.
А если, напротив, в прогноз будут введены ожидаемые эффекты от программ госинвестирования, от повышения уровня цен на углеводороды и от ожидаемой отмены хотя бы части санкционных ограничений, то он вполне способен оказаться куда позитивней.
И если судить по первым заявлениям профильных министерств, готовящих прогнозы, правительство вероятнее всего сработает по второму варианту.
Во-вторых: пойдёт ли правительство путём бюджетной «оптимизации расходов» или же, напротив, решит пойти на сохранение или даже увеличение расходной части (и за счёт чего, в таком случае, это будет реализовано).
При использовании обоих вариантов бюджетирования парламентариям придётся выбрать, будут ли они подвергать озвученный прогноз и подсчитанные базовые параметры серьёзной критике (хоть за «излишний оптимизм», хоть за «излишний пессимизм») или же изначально решат «уйти в конструктив».
При первом подходе они снижают свою ответственность перед избирателями, заранее стратегически отстраняясь от последствий. Но одновременно такой подход негативно скажется на общем рейтинге власти в целом, а они сами к ней относятся в той же мере, что правительство.
Второй подход делает депутатов равно ответственными за весь бюджет, что теоретически способно влиять уже на их личные рейтинги. Разумеется, в случае, если «что-то пойдёт не по плану».
Так что, скорее всего, фракции в очередной раз будут «балансировать».
В частности, даже «Единая Россия» на уровне отдельных депутатов вполне может подвергнуть критике (даже жёсткой) и прогноз, и базовые показатели. Однако в целом всё это будет ими одобрено.
В свою очередь, думские коммунисты традиционно выступят против проекта бюджета и его принятия, требуя увеличить расходы главным образом на поддержку промышленности, сельского хозяйства, образования и здравоохранения.
Что до ЛДПР, то она, также вполне ожидаемо, бюджет поддержит. Она сделает это в целом, при этом, скорее всего, будет акцентировать внимание на зависимости выработки прогноза и расчёта основных параметров на макроэкономических факторах, которые навязывает России коллективный Запад.
Ещё одна традиционная фракция «Свободная Россия» (ныне «СРЗП»), скорее всего, будет делать ударение на зависимость экономики РФ от экспорта углеводородов и необходимости увеличения расходов на социальную сферу.
Ну и новая карта в этом пасьянсе — фракция «Новые Люди» — вероятно, будет ставить на вид увеличение доходов за счёт некоего «нового НЭПа», которого она добивается (развития малого и среднего бизнеса).
Тенденция, которая будет задана при этом, станет уже ориентиром при ведении бюджетного процесса в регионах, у которых свои такие же прогнозы и основные параметры.
Что немаловажно, так как аж в 20 регионах в наступающий отчётный период ожидаются выборы глав, плюс ещё в 16 регионах пройдут выборы депутатов.
Но всё это сейчас не настолько важно.
Ключевым сегодня является другое: политическая ситуация, частью которой выступает данный бюджет.
Поэтому на сей раз бюджетный процесс будет куда более ответственным. И куда более напряжённым.
Ну, и он даст понять как минимум то, насколько долго правительство планирует продолжать военные действия и насколько масштабной планируется общая мобилизация страны.
Вот и посмотрим.
Павел Кухмиров