Наши ежемесячные хроники по строительству «Северного потока-2» запланированы на первые дни марта. Но о последних событиях отмалчиваться нельзя. Как и о противоречивых комментариях по их поводу.
В апреле, самое позднее – в начале мая 2021 года строительство газопровода будет закончено. Ввод его в эксплуатацию, скорее всего, будет не слишком оперативным. В силу организационных проблем, но это уже не так важно – газовые трубы быстро не стареют.
Но даже когда по ним пройдёт самый первый из миллиардов кубометров голубого топлива, шумиха не уляжется. Все силы мировых массмедиа будут брошены на то, чтобы российский «Газпром» расплатился за содеянное.
И лучше всего – запуском какого-нибудь ещё трубопроводного проекта, в котором об обходе Украины и Польши не будет и речи. Наведения элементарного порядка со старыми трубами оппонентам «Газпрома» будет явно мало.
Но и сейчас делается едва ли не всё возможное, чтобы даже на финише СП-2 «Газпром» продолжал нести непомерные расходы. Впрочем, если именно это стало стимулом к тому, чтобы допустить к капиталу монополии широкие массы неквалифицированных инвесторов, может, оно и к лучшему?
Огласите весь список, пожалуйста
После того, как 22 февраля вступили в силу санкции против российского трубоукладчика «Фортуна», о выходе из проекта заявили сразу 18 европейских компаний, имеющих отношение к «Северному потоку-2».
Большинство в этом списке составляют страховые фирмы со штаб-квартирами в Великобритании. Кроме них, с дистанции сходят также швейцарская Zurich Insurance Group, французская Axa Group и немецкие концерны Bilfinger SE и Munich Re Syndicate.
Параллельно с этим о завершении финансирования проекта заявил один из его пяти прямых участников – германская компания Wintershall Dea. До полного выполнения своих обязательств по участию в проекте СП-2 ей оставалось не так много – 220 млн евро из запланированных 950.
Недостающие средства, скорее всего, вложит «Газпром». Но станут ли для Wintertshall Dea американские санкции достаточным оправданием на случай встречных исков с российской стороны – большой вопрос.
Но и то, и другое событие лишь подтверждают наши оценки. «Газпром» один не останется. Но степень его влияния, нет не на Европу, а на собственно проект СП-2, становится, если можно так сказать, самодостаточной.
Геополитика и просто экономика
О том, что «Северный поток-2» нельзя рассматривать, как помеху поставкам американского СПГ, стали говорить уже из Вашингтона. Но там тут же вытащили на первый план не экономику, а геополитику. Что никак не могли оставить без внимания в российском МИД.
Заместитель министра Мария Захарова не случайно процитировала официального представителя американского госдепа, который прямо заявил о
Причины неприятия Вашингтоном проекта – геополитика и усиление влияния России.
Между тем практичных европейцев, прежде всего – немцев, похоже, волнует только прибыль. Такого дешевого газа, как русский, они не получат ещё очень долго.
Как тут не согласиться с популярным публицистом Анатолием Вассерманом, который убеждён, что для остановки строительства «СП-2» политики Германии
Мария Захарова тоже не скрывала недоумения:
А теперь тот, кто не хочет политизировать экономику и энергетику, будет помогать тому, кому выгоден проект с экономической и энергетической точки зрения, его не реализовывать?»
Всем очевидно, что, чем ближе амбициозный газпромовский проект к завершению, тем больше появляется желающих там подзаработать, точнее просто поживиться. И для большинства уже не важно – просто на нём, либо же на противодействии ему.
Тиражи не зашкаливают
Кажется, сейчас только прозападные СМИ активно тиражируют псевдополитическую шумиху, которую поднимают вокруг «Северного потока-2» Соединённые Штаты. Из-за спины которых регулярно слышны «жёсткие» заявления и «последние» предупреждения от Польши и Украины.
Трудно понять, какой реальный экономический интерес в нагнетании страстей по СП-2 ещё и у стран Балтии? Скорее всего, там просто неплохо проплачивается антироссийская пропаганда, причём явно не из местного кармана.
Совсем недолго пришлось ждать, когда в Киеве и Варшаве дойдут до крайности, обвиняя Россию в использовании
Но сколько можно расписываться в собственном бессилии, нам из России, вообще, не понять.
А вот сугубо меркантильный интерес понятен сразу. Нет, никто в здравом уме не подумает отключать газ полякам и украинцам. Себе дороже. Но ведь и Польша, и Украина много лет экономили в расходах на поддержание своих транзитных систем.
Все претензии с ближнего Запада и Юго-Запада сводятся к тому, чтобы заставить «Газпром» раскошелиться. Причём желательно раскошелиться на полную реанимацию катастрофически стареющих ГТС.
Конкуренты могут не беспокоиться
При этом из Варшавы по-прежнему пытаются навязать Германии поставки норвежского газа по собственному газопроводу «Baltic Pipe». Однако они ведь не идут ни в какое сравнение с газпромовскими: как по объёмам, так и по цене.
К тому же распиаренный поляками и норвежцами проект Baltic Pipe придётся ещё согласовать с оператором СП-2. Уже потому, что трубопроводы пересекаются где-то в районе той самой спорной зоны, чистоту и невинность которой так долго отстаивала Дания.
Последняя, между прочим, сейчас весьма активна в своём участии в завершении прокладки труб СП-2.
Интересно, что даже при самом негативном для «Газпрома» сценарии речь вполне может идти просто о строительстве новых газопроводов через Польшу и Украину. Разумеется, если реконструкция магистралей Уренгой-Ужгород и Ямал-Европа окажется чрезмерно затратной.
Вот смогут ли Польша и Украина после этого рассчитывать ещё на какие-либо компенсации из Вашингтона, это вопрос, даже не требующий ответа.
Если же захочется что-то вытащить из Москвы, о чём твердят с завидной регулярностью польские и украинские массмедиа, то это и вовсе выглядит несбыточной мечтой.
Тут и добавить нечего. Они прекрасно осознают что по сути уже сейчас НАТО воюет с Россией им это