Отворачиваясь от Западной Европы и США, Россия медленно, но верно поворачивается к странам Восточной Азии. Новая холодная война, которую ведут против Москвы хищные государства Запада, приносит свои плоды. Не те плоды, которые рассчитывали собрать «ястребы» из Вашингтона и их птенчики-выкормыши из Брюсселя.
На портале «Asia Briefing» на днях появилась аналитическая статья, посвящённая «развороту» Москвы на восток.
С начала октября Россия занимается тем, что даёт понять миру: своим стратегическим ориентиром Кремль избрал всеобъемлющее сотрудничество со странами Восточной Азии. Из-за напряжённости в отношениях между Западной Европой, Соединёнными Штатами и Россией последняя приспосабливает экономическую стратегию к изменившейся окружающей среде. Автор материала описал новейшие изменения во внешней политике, за которыми, по его мнению, следует «тщательно наблюдать» при принятии любых деловых и инвестиционных решений в соответствующем регионе.
Из-за кризиса на Украине российская экономика продолжает принимать на себя основной удар западных санкций. Кредитные рейтинги России от агентств Moody's и Standard & Poor's понижены. Само собой разумеется, отмечает аналитик, статус российского кредита будет снижаться и дальше, а иностранные инвестиции в Россию будут становиться всё более рискованным делом.
Тем не менее, Россия демонстрирует неплохие экономические показатели. Уровень госдолга относительно низок, а правительство создало специальные резервные фонды на «чёрный день». Кроме того, сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной Азии способно улучшить российскую экономику, причём в долгосрочной перспективе.
Среди стран АТР, благодаря которым грядёт улучшение, аналитик в первую очередь называет Китай. С ратификацией газового контракта на 400 млрд. долларов отношения России с Поднебесной значительно улучшились, что, в свою очередь, подвигнуло российского министра иностранных дел «искать подобных предложений и партнёрских связей с другими странами Востока». После долгосрочной сделки России с китайцами «другие народы на Востоке могут доверять России».
Несколько слов аналитик сказал и о мировой экономике. Когда русско-китайская сделка будет полностью реализована, а это случится уже в 2018 году, сланцевые месторождения в Северной Америке попросту опоздают с конкуренцией. Ведь ожидается, что экспорт минерального сырья оттуда пойдёт не ранее чем в 2022 году. Гораздо более вероятно, что Россия к тому времени завяжет на свои поставки большинство азиатских стран, в т. ч. Южную Корею и Японию.
Что касается Японии, то она уже ведёт переговоры с Россией. Речь о партнёрстве, подобном сотрудничеству «Газпрома» с Китаем. Япония является крупнейшим в мире импортёром природного газа, и Москва видит здесь «огромные возможности». Россия уже предложила проложить трубопровод от самой восточной части острова Сахалин в город Вакканай на о. Хоккайдо. В Японии очень рады этой перспективе. И несмотря на то, что премьер-министр Абэ Синдзо отменил сентябрьский визит Путина в Японию из-за украинского кризиса, Япония и Россия, похоже, готовы к сотрудничеству.
Далее автор переходит к двум Кореям — Северной и Южной. По его мнению, России нужно поддерживать «гармоничные экономические и политические отношения с обеими Кореями».
И здесь Россия придерживается того же подхода, какой характерен для Китая с Японией. Речь идёт о трубопроводе, который будет проложен от северной границы с Китаем или от перехода Хасан через границу России и КНДР на р. Туманной.
Известно, что Россия недавно простила 11 млрд. долларов долга Северной Корее (ради дружбы). Северная Корея в ответ допустила к себе предприятия России, которые теперь займутся модернизацией и ремонтом железных дорог страны. Реконструкция путей обойдется в 25 млрд. $ и покроет 3500-километровый отрезок в КНДР. Всего будет модернизировано не менее 60% от местных железных дорог. За это северные корейцы рассчитаются с русскими своими ключевыми природными ресурсами, в том числе углем и минеральным сырьём.
Россия не станет пренебрегать возможностями и на корейском Юге. Сейчас РФ стремится построить железную дорогу, проходящую от конечного пункта Транссибирской магистрали через КНДР и Южную Корею. В долгосрочной перспективе, если будет создано высокоскоростное сообщение, откроется прямой и удобный канал из Южной Кореи на рынки Западной Европы. Этот план будет сочетаться с газопроводом, который тоже пересечёт обе Кореи.
Что касается Средней Азии, то Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан могли бы стать конкурентами по СПГ, нарушающими рыночную «гегемонию» России, однако Москва имеет давние политические и экономические связи с тамошними правительствами. Средняя Азия сегодня настолько привязана к российской экономике, что там трудно провести кардинальные реформы. Даже санкции, введённые Западом против России, влияют там на цены на продукты питания — например, в Кыргызстане цены подскочили на 25 процентов по сравнению с прошлым годом.
Поворот Путина на восток, отмечает автор публикации, отражает хорошо продуманную стратегию, построенную на укреплении влияния в Восточной Азии и Центрально-Азиатском регионе. Россия ведёт игру с применением «газовой дипломатии», и она умеет играть эффективно. Кроме того, Россия пользуется своим уникальным географическим положением и природными богатствами. Запланированная большая сеть железных дорог и трубопроводов гарантирует России значительную экономическую выгоду и рост влияния.
7 ноября на американском сайте «Хаффингтон Пост» была опубликована аналитическая статья, в которой исследуются потенциал Китая и его стратегические инициативы.
Стратегическая инициатива Поднебесной рассматривается в четырёх аспектах.
Во-первых, политика «балансировки» и достижения равновесия, которую проводят США в АТР, оказалась безуспешной. Барак Обама оказался кем-то вроде игрока, бросающего кости. Причём этот игрок поставил на кон «весь свой международный стратегический капитал». В итоге Обама проиграл, и в мире стало ещё больше дисбаланса. Теперь США по вине своего президента перемещаются в своей политике от одной горячей точки к другой. И тем не менее, Белый дом не отказался от стратегии по «восстановлению баланса» в Азиатско-Тихоокеанском регионе: для США это по-прежнему долгосрочный вариант. Но ничего, кроме бессилия, Вашингтон продемонстрировать не способен. К тому же ему мешают кризисы, возникшие один за другим в мире в самых разных местах: конфликт на Украине, подъём террористов («Исламское государство»), эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке. При таком положении дел Вашингтон не может сконцентрировать внимание на чём-то одном. Итог: в балансировке и корректировке политики нуждается сам Вашингтон. Чтобы помочь самому себе, Белый дом должен перенести «геополитический центр тяжести» на Ближний Восток, а от Китая держаться подальше.
Во-вторых, США перехитрили сами себя, заигрывая при помощи «умной силы». Пытаясь ослабить Китай, Вашингтон играл на противоречиях и поддерживал Японию, Филиппины и Вьетнам, которые спорят с Китаем из-за островов. Тактика «хождения по канату» балансировке тоже не способствовала. США пытались найти баланс между Китаем и его союзников по Азиатско-Тихоокеанскому региону, однако экономический подъём Китая лишает США возможности обеспечить подобный баланс. Наконец, тактика игры на преимуществах привела США к мысли использовать наилучшим образом военную мощь для манёвров и дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пример последних усилий — идея Транс-Тихоокеанского партнёрства. Но американцы забыли о «побочном эффекте» от демонстрации военных мускулов.
В-третьих, крупные силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе демонстрируют брожение. В Японии администрация Абэ упорно цепляется за правый путь и пытается стать центральным источником азиатской политики. В итоге Страна восходящего солнца стала основным дестабилизирующим фактором в прилегающих к Китаю районах и представляет собой прямой вызов Китаю, пишет автор.
Наконец, Российская Федерация.
По мнению аналитика, внимание России приковано к Азиатско-Тихоокеанскому региону потому, что Москва пострадала из-за украинского кризиса, результатом которого стали напряжённые отношения с Западом. Москва теперь пытается компенсировать последствия западных санкций, исследуя новые рынки в АТР. Политическая же стратегия Кремля направлена на то, чтобы избежать международной изоляции. Для этого укрепляется сотрудничество с Китаем, Индией и некоторыми другими странами.
В-четвёртых, в Азиатско-Тихоокеанском регионе был достигнут «трёхсторонний баланс сил».
С точки зрения силы и влияния первыми в «топовом» списке идут США, Китай, Япония, Индия, Россия и АСЕАН. Тем не менее, США в состоянии отдать большую часть внимания АТР. А вот Китай (номер два) — страна, которая всегда концентрировала основную энергию в этом регионе.
Что касается трёх сторон, то автор выделяет: 1) альянс США и Японии; 2) Китай и Россию; 3) Индию и АСЕАН, которые колеблются между №1 и №2.
Сегодня, покуда «сила доминирования» США убывает, сила Китая растёт, резюмирует аналитик.
Таким образом, восточные эксперты сходятся в том, что Запад толкнул Россию в объятия не только Китая, но и Азии в целом. Надо полагать, что при продолжении политики санкций сотрудничество и партнёрство России и стран Восточной Азии будет лишь укрепляться. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно