Когда у нас говорят о стратегии государства для регионов, сразу обнаруживается кричащее непонимание того, что такое стратегия. Для государства стратегия – это бюджет. Как правило, в любом таком документе вы найдёте длинный перечень мероприятий, где составители списка перечисляют всё необходимое, что на их взгляд нужно сделать, чтобы в регионах заработали механизмы развития.
Но что тут главное, а что второстепенное, с чего начинать в первую очередь, чтобы заработало всё остальное? Ничего по приоритетам не расписано, потому что они не оценены стратегически. Наш бюджет похож на смету расходов предприятия. Этой болезнью страдают буквально все институты власти, от местных до федеральных.
Тогда как стратегия – это концентрация всех ресурсов на одном, но самом главном направлении. Предполагается, что после прорыва здесь все прочие задачи получат возможность решения. Если вы видите список, где восемь-десять, а то и более целей, и всё это названо стратегией, вы должны знать: его составлял не стратег.
На военных картах стратегия – это удары по сходящимся направлениям. Гитлер проиграл войну потому, что план Барбаросса с самого начала выглядел расходящимися стрелками, даже если на каком-то этапе они должны были начать сходиться, а в тактике применялся принцип концентрации сил.
Франция проиграла Гитлеру потому, что хотела защитить всё и повсюду. В результате размазала силы и средства по линии фронта и не защитила ничего.
Российские регионы должны определить, в чём они будут доминировать над конкурентами через 5, 10 и 15 лет. Это задача региональных правительств. Но в России нет долгосрочного планирования. Уже в силу одного этого факта говорить о стратегии невозможно.
В чём стратегия Дальнего Востока? Урала? Сибири? Кубани и Ростовской области? В чём стратегия Москвы и Петербурга? Возможно ли в рамках национальных проектов совершить концентрацию сил и средств в каждом регионе на главном для него направлении? Кто определит это направление?
Без решения этих вопросов все усилия по формированию базы устойчивого развития не принесут результата. Планирование бюджета на год и даже на три – это не стратегия, а тактика. Стратегия начинается с пятилетнего горизонта планирования.
Задача нового состава Государственной Думы – добиться пятилетнего планирования развития экономики в России, причём, идти нужно от регионов. Стратегический менеджмент - это индикативный менеджмент, и если некоторые корпорации могут себе позволить этим не заниматься, то для государства это необходимость.
Это должно быть защищено законом. Любые другие методы – это распыление средств и неудача в итоге. Если не знаешь, куда плывёшь, ни один ветер не будет попутным.