Фактически начавшаяся на Украине президентская кампания традиционно стала временем богатой жатвы для социологов. В СМИ регулярно появляются хорошо оплаченные рейтинги кандидатов от множества социологических служб, как давно работающих на этом рынке услуг, так и специально под выборы созданных мотыльков-однодневок. Они на разные голоса озвучивают нужные заказчику цифры его популярности в массах, а иногда в комплекте и падения популярности главного конкурента.
К каждому социологическому опросу относиться надо, исходя из понимания, кто его оплатил, но в массе они дают понять, насколько серьезны президентские амбиции того или иного претендента и его финансовые возможности. И вместе с подлинным валом проплаченных рейтингов от Порошенко и Тимошенко обращает на себя внимание неожиданное появление в опросах, казалось бы давно забытой, совершенно замшелой фигуры ющенковского министра обороны Анатолия Гриценко.
Даже в лучшие времена не пользовавшийся особой популярностью отставного пчеловода барабанщик неожиданно начал занимать сначала третье, а ныне все чаще и второе (с очень незначительным отрывом от первого) места в президентском рейтинге. Что как минимум свидетельствует о наличии у него немалых сумм на раскрутку. Причем версию, что Анатолий Степанович платит из своих кровных, отринем как заведомо фантастическую.
Сразу же пошли одна за другой и откровенно агиографические заказные статьи в ряде изданий, главным выводом которых было, что только «украинский де Голль» (именно так!), мужественный и неподкупный, спасет страну от развала, экономической катастрофы и коррупции.
В итоге нетрудно было сделать вывод, что некто с прекрасными финансовыми возможностями вытаскивает Гриценко из политического небытия и имеет на него весьма серьезные планы относительно президентства. Можно было бы, конечно, предположить, что вышедшего давно в тираж политика раскручивают в качестве технического кандидата бютовские стратеги или, что более логично предположить, АП, но этому противоречит достаточно нервная реакция на явление Гриценко в обоих противостоящих центрах влияния.
В общем, большой загадки, кто стоит за Гриценко, нет – для украинского, простите за выражение, «политикума» это секрет Полишинеля. Поэтому скажем несколько слов о биографии данного нового (точнее, хорошо забытого старого) персонажа театра абсурда украинской политики.
Вторично присягнувший, наплевав на офицерскую честь, бывший советский подполковник-авиатехник сумел навести с американцами, ставшими хозяевами в «нэзалэжной», тесные неформальные контакты и с их подачи был назначен начальником проблемно-аналитического управления Научно-исследовательского центра Генерального штаба. После этого он был отправлен новыми хозяевами на обкатку в США, где стажировался в Военном институте иностранных языков и на оперативно-стратегическом факультете Академии ВВС.
Понятливый украинский полковник очень понравился неформальному заокеанскому начальству, и те способствовали его продвижению сначала на высокую должность в Минобороны, а потом и руководителем аналитической службы СНБО.
Однако, чувствуя за спиной поддержку посольства США, Гриценко зарвался в необузданном карьеризме и интриганстве. Он начал игнорировать и даже подсиживать непосредственного начальника – секретаря СНБО и кучмовского «серого кардинала» Владимира Горбулина. У великого аналитика настолько закружилась голова, что он не понял очевидного – горбулинская «крыша» в Вашингтоне на порядок серьезнее его собственной. В итоге все закончилось для потерявшего представление о реальности чиновника весьма печально – с госслужбы его выбросили с волчьим билетом.
Следует отдать должное кураторам из РУМО, они не бросили на произвол судьбы своего потерпевшего крах подопечного. Гриценко свели с людьми из фонда «Відродження», и он получил от соросовцев крупный грант на создание так называемого «Украинского центра экономических и политических исследований». Последний вскоре благодаря крупным финансовым вливаниям в PR-кампанию стал считаться наиболее авторитетной и влиятельной украинской социологической и аналитической структурой.
Однако лично к Соросу Гриценко подвели не американские контакты, а новая супруга. Настоящий полковник как раз бросил старую жену с двумя детьми и ушел к широко известной в узких кругах журналистке Юлии Мостовой – фактическому хозяину и редактору влиятельной газеты «Зеркало недели», издававшейся на регулярные соросовские вливания.
Мостовая обеспечила своему избраннику выход непосредственно на Сороса, с которым ранее лично встречалась, после чего резко увеличился размер грантов в объединенный семейный политбизнес. При этом следует отметить, что в тандеме абсолютно доминирующую роль играла Юлия Владимировна, благодаря чему подкаблучника Гриценко за глаза чаще всего начали именовать «стариком Мостовым».
На первом майдане соросовская парочка вытащила свой счастливый билет, став одним из немаловажных факторов победы Ющенко. Всю избирательную кампанию УЦЭПИ озвучивал «социологические исследования», по которым Ющенко опережал Януковича с большим отрывом. И именно эти гриценковские, писавшиеся в будуаре мадам Мостовой рейтинги стали основанием для истерических воплей о «фальсификациях» и разворачивания майдана на Козьем болоте сразу же после обнародования результатов.
После победы сына любителя хорошего концлагерного кофе полковник (правда, не без влияния личного звонка Сороса Виктору Андреевичу) был назначен министром обороны. На этой должности Гриценко отметился двумя вещами – исторической реформой ВСУ по замене портянок носками (само собой, закупавшимися без тендера у дружественной фирмы) и массовой распродажей различного армейского имущества и вооружений в рамках провозглашенной «оптимизации Вооруженных сил».
Все самое ценное, что еще со времен СССР сохранилось из недвижимости и на военных складах, было распродано по сугубо символическим ценам, причем в основном специально созданным для этого мутным фирмочкам. Например, несколько сотен единиц бронетехники были отданы за $25–35 тысяч, а немедленно после этого исчезавшая фирма-прокладка их перепродавала за границу по цене $250–300 тысяч. Или, скажем, со складов было продано за рубеж более 1000 ПЗРК, и никто не может сказать, не попали ли они потом в руки террористических организаций.
Зато за идеологией в армии министр бдил неусыпно, сказывалось многолетнее членство в КПСС. Кроме постоянной идеологической накачки жовто-блакитными замполитами войск в духе ОУН-УПА, по инициативе министра Одесский институт сухопутных войск был переведен во Львов, чтобы окружающая обстановка не мешала готовить будущих командиров в духе преданности бандеровщине и ненависти к москалям.
Однако окончание ющенковского президентства привело к закату карьеры «старика Мостового». Не стал он востребованным и после евромайданного переворота – в новой власти и так не утихает драка за теплые места и финансовые потоки, не хватало еще делиться с посторонними. Гранты «Відродження» на УЦЭПИ резко уменьшились, что имело следствием почти полное исчезновение Гриценко из электронных и печатных масс-медиа.
Казалось бы, у бывшего министра, как на знаменитой картине Василия Максимова, «все в прошлом», но неожиданно он был востребован самим отцом цветных революций. К этому времени Сорос полностью побил горшки с администрацией Трампа и начал играть в разных частях планеты собственную, часто противоречащую установкам Белого дома игру.
Не стала исключением и Украина, для чего и понадобился полностью ручной, едящий с соросовской руки кандидат в президенты.
Учитывая, что на момент старта реальный рейтинг появившегося из ниоткуда претендента был в районе статистической погрешности, при всем выделяемом неограниченном финансировании и опыте переворотов Соросу явно не удастся его раскрутить до победы на выборах. Но, несомненно, достаточно весомую часть голосов националистического, а также ненавидящего воровскую власть электората Гриценко заберет. Что и стало причиной лавины компромата, который сразу начал изливаться на выдвиженца Сороса из порошенковского и в еще большей степени тимошенковского избирательных штабов. Пока неясно, у Порошенко или Тимошенко он заберет голосов больше (в отношении обоих сиамских политических близнецов кандидат в де Голли не стесняется в выражениях), но нервничать у них определенно причина есть.
В конечном итоге фактор нежданчика Гриценко, пусть и не станет джокером, но весомо добавит неопределенности во все более запутывающуюся выборную постановку. В становящейся явно кафкианской пьесе Вашингтону придется реагировать не только на активно кокетничающую с Берлином Юлию Владимировну, но и на направляемого из самих США соросовского выдвиженца.