Коммерческий успех танка или иной бронемашины зависит от нескольких основных факторов. В первую очередь, это тактико-технические характеристики. Большое значение имеет соответствие параметров и возможностей изделия актуальным потребностям рынка и конкретных покупателей. Кроме того, важнейшим фактором остается стоимость. Совершенная и чрезмерно дорогая боевая машина сможет обратить на себя внимание – но этот интерес не даст никаких коммерческих результатов.
Основные тенденции
Танки необходимы любой развитой армии, и поэтому такая техника занимает особое место на международном рынке вооружений. При этом сектор бронетанковой техники имеет любопытные особенности, связанные со спецификой производства или модернизации танков, с потребностями покупателей и т.д.Прежде всего, необходимо вспомнить, что полноценное танковое производство на данный момент имеется всего у нескольких стран. Производственные линии работают в России, Германии, Израиле, Индии, Китае, и т.д. Эти же страны, самостоятельно или с иностранной помощью, разрабатывают и реализуют проекты модернизации наличной техники.
США, Франция, Италия, Украина и некоторые другие страны имеют компетенции для строительства танков, однако в настоящее время не используют их. Пока они ограничиваются только модернизацией существующих образцов, хотя не исключается возможность создания новых проектов.По разным подсчетам, основная масса продаж на международном рынке приходится на танки «с пробегом». Бронемашины более старых типов могут продавать в связи с получением современной техники. Кроме того, в распоряжении некоторых стран в недавнем прошлом оказались большие запасы танков, и их решили пустить в продажу.Подержанные танки могут продавать «как есть» или подвергать ремонту с восстановлением основных функций, в зависимости от пожеланий заказчика. Также возможна модернизация перед поставкой с заменой оборудования и внедрением новых функций. Такие работы тоже являются достаточно выгодным бизнесом. Более того, существует и постоянно пополняется целая категория проектов модернизации, изначально нацеленных на иностранные заказы.
Таким образом, в настоящее время любая армия может найти для себя танк, наиболее полно отвечающий требованиям и соответствующий ее финансовым возможностям. Впрочем, решающим часто оказывается именно денежный фактор, что сокращает продажи современных машин и стимулирует рост «вторичного рынка» с подержанными танками и проектами модернизации.Танки относительно старых моделей, морально и физически устаревшие, а также выработавшие большую часть ресурса, не отличаются высокой стоимостью. К примеру, сделки последних лет о продаже бронемашин Т-55 предусматривали оплату в размере ок. 150-200 тыс. долл. за штуку. Восточноевропейские страны, бывшие участники ОВД, продавали Т-72 ранних модификаций примерно по той же цене. Нередко падению цен на более новые ОБТ способствует перевооружение, делающее их почти бесполезным активом.Ремонт и модернизация способны повысить характеристики танка и продлить сроки службы, а также увеличить его стоимость. К примеру, в 2016 г. Россия получила заказ на модернизацию танков Т-72Б по проекту «Б1» с последующей передачей армии Никарагуа. За 50 машин заказчик заплатил ок. 80 млн долл. США – в среднем, 1,6 миллионов за единицу.
С пробегом по танкодрому
До недавнего времени отремонтированными ОБТ достаточно активно торговала Украина. После распада СССР ей фактически бесплатно досталось большое количество разнообразных танков, и их быстро вывели на международный рынок. За восстановленный и улучшенный Т-64, в зависимости от особенностей обновления, просили 1-1,2 млн долл.Современные проекты модернизации обеспечивают значительный рост характеристик, но отличаются высокой стоимостью. Так, в 2013 г. сообщалось, что стоимость обновления танка Т-72Б до Т-72Б3 для российской армии превышает 50 млн руб. (ок. 2 млн долл. по курсу того времени). Порядка 60% этих трат шло на капитальный ремонт ОБТ, остальное – на новые компоненты. В дальнейшем была создана новая версия проекта «Б3» с иным составом оборудования. Согласно разным источникам, стоимость такой модернизации вышла на уровень 75-80 млн руб.Схожий проект модернизации старых танков по новому проекту сейчас реализуется в США и носит обозначение M1A2C или M1A2 SEP v.3. Первый контракт на такие танки был подписан в 2017 г. и предусматривал обновление 45 машин за 270 млн долл. Таким образом, средняя стоимость модернизации достигла 6 миллионов – не считая расходов на строительство танка в прошлом.
Недавно Польша объявила о намерении закупить американские танки последней модификации. На 250 машин M1A2C, запчасти, обучение личного состава и т.д. планируют потратить ок. 6,04 млрд долл. Таким образом, жизненный цикл каждого танка обойдется в 24 млн долл. По условиям программы SEP v.3, осуществляется только модернизация имеющихся ОБТ с предыдущим пакетом обновлений. Соответственно, польские планы примерно показывают суммарную стоимость производства самого танка, нескольких его модернизаций, а также затраты на строевую эксплуатацию.Благодаря очевидным преимуществам, заметную долю рынка сохраняют за собой танки новой постройки. Большинство соглашений предусматривают только продажу техники, но в некоторых случаях организуется лицензионное производство со сборкой танков на предприятии заказчика.Самым продаваемым танком современности заслуженно считается российский Т-90С, и основным его покупателем является Индия. Заказы на поставку готовых машин поступали с начала двухтысячных годов, а затем появился российско-индийский договор об организации сборки на территории заказчика. По нему, в ближайшие годы индийская армия должна была получить 1000 новых ОБТ общей стоимостью ок. 2,5 млрд долл. (порядка 3,4 млрд долл. с учетом инфляции). Таким образом, один танк обходился в 2,5 млн долл.
Техникас завода
В 2014-15 гг. лицензионная сборка была организована в Алжире. Тот контракт предусматривал изготовление 200 ОБТ типа Т-90СА общей стоимостью ок. 1 млрд долл., т.е. 5 миллионов за каждый.В начале десятых годов были представлены танки Т-90АМ и Т-90СМ, выполненные на базе серийного Т-90. В рекламных материалах и других сообщениях фигурировала стоимость экспортного «СМ» новой постройки. В зависимости от комплектации, она могла превышать 4 млн долл.Определенные успехи коммерческого характера демонстрирует немецкий танк Leopard 2A7+, представляющий собой последнюю модификацию семейства. Так, в 2013 г. был заключен контракт на поставку 62 подобных машин и другой техники армии Катара. В 2018-м подписали соглашение о поставках 44 танков и других машин Венгрии. В обоих случаях речь шла о танках новой постройки стоимостью ок. 10 млн долл. каждый.
С 2014 г. Южная Корея осуществляет перевод своих танковых войск на современный ОБТ собственной разработки K2 Black Panther. На старте производства стоимость такой машины составляла 8,5 млн долл., что делало ее самым дорогим танком мира. В нынешних ценах это почти 10 миллионов – и «Черная пантера» сохраняет неоднозначное лидерство по дороговизне. Несмотря на это, K2 привлекает внимание потенциальных иностранных заказчиков. Сейчас ведутся переговоры с Польшей и Норвегией.При создании современных танков применяются развитые и сложные компоненты и технологии. За счет этого достигается необходимый уровень характеристик, но повышается сложность производства и цена готовой машины. В результате цены на бронетехнику постоянно и неумолимо растут, вызывая беспокойство военных ведомств. Даже развитые и богатые страны вынуждены сокращать свои планы, а прочие государства лишаются всяких шансов на получение современной бронетехники.Следует отметить, что в перспективных проектах заказчики вводят достаточно жесткие ограничения по стоимости танка и его жизненного цикла. Однако технические требования к этим программам задают очередной рост характеристик и вводят новые функции. Это должно приводить к очередному усложнению боевой машины, а вместе с тем и к повышению цены. Удастся ли найти выход из этого замкнутого круга – неизвестно.