Ополченец Максим Шишов рассказывает о том, как выглядит работа минометной батареи на Донбассе:
И так, постулат первый, и основной- никогда и ничья артиллерия, включая минометную, не стреляет в белый свет как в копеечку. Данное еще было возможно в 2014 с нашей стороны, когда свежеотжатые минометы тут же на позиции поворачивались в обратную сторону и расстреливался наличный боеприпас, по принципу «Своих там нет» - по очень простой причине. Ни как железякой пользоваться, ни как ее разобрать, ни на чем увезти с ящиками б/к тупо никто не знал. Отработали в сторону противника, в ствол гранату, убежали…
Да, было.
С тех пор много воды утекло, из вольницы ополчения выкристаллизовались ВС ДНР, и как следствие минометная батарея, нынче, -это математика плюс земляные работы. Но это в ВСН, а ведь в ВСУ изначально военные, они стреляют ТОЛЬКО по целям, даже если цель- квадрат в десять миль стороной.
И выглядит сие вот так:
Батальонная разведка толь сама разнюхала, а толь языка притащила знающего, что вот в село Хацапетовка, что в зоне ответственности данного подразделения, приехала живая сила противника в количестве батальона, и устроила себе располагу в строениях намбер 6, 6а и 6ы по улице хероев Крута, а огороды забили приданной техникой. Как вариант разведка повыше спустила данную инфу на батальон- и уж местные слазили проверили. Но сходят проверят- однозначно, б/к нынче дефицит, не Дебальцево, чай…
Умный голова – расчетчик, получив пендаля от непосредственного начальства, открывает карту, по бедности у него одного имеющуюся, (на самом деле то начальство так думает, до взводного включительно так же себе отжали непонятным образом) и находит выше сказанное село, в нем дома, за ними огороды. На карте и отдельно стоящие деревья указаны, так что ищет долго, матюкаясь и потея. Циркуль отмеряет от села 7100 метров (максимальная прицельная дальность 120мм миномета 2С12 «Сани») и отмечает попавшие в круг ЗПП батареи (заранее подготовленные позиции, на самом деле, как правило, просто присмотренные балочки да ямочки). Там же на карте координаты в системе СК-42 берут, а заодно площадь под удар предназначенную прикидывают- и от нее танцуя расход б/к и необходимое количество стволов.
Товарисчь командир тыкает пальцем в одну из ЗПП, а если не дурак- поручает это командиру батареи, и дает приказ- противника уничтожить. От полученной точки ЗПП к точке центра нанесения удара чертят линию и вычисляют ее азимут- вот имеем основное направление атаки (ОНА)
К зависимости от расчетов, ориентируясь на максимальную продолжительность атаки в 7 минут, и скорострельности 12 выстрелов в минуту, к указанному ЗПП выезжает от двух до шести «Уралов», в каждом – миномет, пять человек расчета (учитывая водилу), б/к… ну, допустим 120 мин, 60 ящиков, для основного орудия- остальным меньше, ящиков 45. Тут варианты есть- от задачи, поставленной зависит. На самом деле в полную батарею, шесть стволов, нынче редко что делается- масштабы не те.
В машинах не только расчеты едут, везут хмурого бусольщика (не успел пожрать), заспанного разведчика-дальномерщика (эти спят не ночью- а когда есть время), тщательно вздрюченый СОБ (старший офицер батареи, его всегда есть за что вздрючить), боевое охранение, которое когда есть- а когда и нет, если хоть какая то линия фронта имеется… Бусольщик и СОБ может быть один человек, тогда он и хмурый и вздрюченный, но тогда еще взводный какой нить едет. А, еще гордого расчетчика с огромным дипломатом из железа и головой не влезающей в каску, ибо умная. Едем...
Дебальцевкая операция- минометная батарея едет на позиции.
Приехали- началось…
Схватив «пятки» поволокли их к месту куда командир тыкнул, бусольщик устанавливая свою треногу невнятно проворчал азимут ОНА, командиры минометов занесли в блокноты и покрутив компас указали куда эту пятку треугольничком повернуть, крутит с наводчиком- а тут же ПЕРЕД ней двое из расчета лопатами машут, ямку под плиту готовят на противника заваленную, плита под 45 градусов то становится… Землю в пару мешков, их потом на плиту сверху кинут, меньше прыгать-сбивать прицел будет. Пока те потеют командир с наводчиком, глядишь, ствол притащили на плечах (тяжелый у затвора, падла), и за ногами убежали, номера крякнули- и плиту в ямку, треугольник не сместив, хвать ствол- и в яблоко этой плиты с проворотом, защелкивая фиксатор, а тут ноги прибегают, и под ствол, хомутом защелкиваем- вуаля. В смысле все бегом к «Уралу». Ящики- на землю, по четыре в стопку, открыть, водила газанул- и сбежал машиной под деревья или еще куда, ему обеспечить общий драп еще надо будет- а так он только ящики из урала помог пододвинул… Как великую ценность из специального ящика наводчик достал прицел (МПМ-44М) и на свое место прищелкнул.
Командир миномета выбрал две приметные цели, никакого отношения к цели куда стрелять будем не имеющиеся, и показал их наводчику. К примеру электростолб и угол сарая. Нет ни одной- воткнул лом в землю чуть подальше, но так что бы не сбили и наводчику удобно его в визир наблюдать было. Затем ускакал к офицерам, это если нет возможности орать тем благим матом вводные цифры, иначе и с места отлично услышит, в это время наводчик на указанные цели прицел выставил, циферки в спину командиру своему проворчал, тот на ходу спотыкаясь их записал, это ОТН и ЗТН (основная и запасная точки наводки). Работают с ОТН , но бывает прилетела ответка- и нет ОТН, что, конец войне? Вот тут пригодится ЗТН. Но это все после выставления на бусоль.
Бусольщик выставил свою херовину, три раза сбрасывая показание встроенного компаса, затем вспомнил что у него рация в кармане, отбросил ее в сторону и снова три раза… в общем выставился. Навелся на каждый миномет (командир миномета, особенно основного, свой подсказал как первый) по очереди, сказал циферки, наводчик посмтрел- нихрена, не те циферки, покрутил прицел- ага, те, но бусоль не в прицеле- покрутил ручки на ногах- ага, поймал прицел- но циферки не те стали, покрутил циферки… в общем выставился. Сказал бусольщику- попал. Тот глядь в бусоль- центр прицела вот она, цифры совпали. Все, миномет выставлен- второй начинают, а наводчик — вот теперь ОТН занят…
Нахрена эти танцы с бубном? Что бы ВСЕ минометы стреляли как один, по одинаковым цифрам били в одну точку… плюс-минус на пролет мухи и пернувшую ворону (на самом деле поправки и на температуру ствола еще есть, и на ветер, и на туман, и разницу высоты позиции-цели…
Все это время номера расчетов вяжут на мины пороха да вкручивают взрыватели, а в жопку пиропатроны вколачивают. Пороха? Может видали- это такие белые мешочки перед оперением, каждый, примерно, на км дальше посылает мину. Сколько вязать – от расстояния до цели (ориентировочного) зависит, им уже сказали. Если целей много и разноудаленные- вяжут по 4, довязать до 6 или снять пару быстрее. Изредка стреляют «дальнобойными», это один, но очень широкий мешочек, и они дефицит. Тут прискакал командир орудия с ключом, ему уже сказали чем бить будем, осколочным или фугасным зарядом- первый разлетается далеко, площадь накрывает, вторым хорошо укрепления пробивать, вглубь рвет лучше. Да-да, мина одна и та же, к примеру ОФ-843А, осколки от нее по пехоте, или пробить крышу располаги и внутри всех укошмарить- зависит от поворота ключа во взрывателе.
Номера расчетов- они разные бывают...
В самом начале куда-то в сторону противника уфистолупил разведчик-дальномерщик, это ежели он другим транспортом не добирался, тот кого шпаки называют «корректировщиком». Один он редко ходит, боевое охранение ему точно нать- но это по разному бывает. С собой сей кадр тащит биноклю, рацию, и что нибудь хорошее, например ЛПР-2 (лазерный прибор разведчика), какой то навигатор (ну, считаем чудеса есть), залазит на башню повыше (нет башни- на сарай, нет сарая- на дерево, жить хочет- не залазит а находит место на какое не подумаешь, а ему видно все) и выдает уже реальные расстояния до цели, точные азимуты, на батарее СОБ отпускает подзатыльник расчетчику, убедившись что карты врут метров на 300 точно, все пересчитывается, у обоих с девятого раза сходятся результаты- и вот они выдаются командирам орудий. В виде двух цифр, прицел и угол.
Командир, сука, продуманный- у него блокнот есть, он все записывает. ОТН и ЗПН уже написал, теперь получив циферку обозначает название цели (например- «располага1») , чем именно по ней убабахает (осколочный или фугас), прицел и угол. Для каждого миномета цифры разные, ведь разные цифры ОТН, если в командирах СОБ уверен может выдать и одну, основную, а под себя каждый сам рассчитает, но я настолько уверенным не был бы- в крайнем случае для первого выстрела. Так что каждый ОТН командиры орудий сообщили СОБу, он выдал каждому ЕГО цифры. Командир орудия сказал их наводчику, тот выставил, покрутил ноги, пузырьки уровней выставились, кивнул, командир проверил, доложил «такой то миномет к стрельбе готов».
Блокнот командира миномета... Ну, в идеальном варианте.
Исходя из своих тайных мыслей СОБ объявляет «миномет номер такой то – главный. Главное орудие, осколочным, цель такая то, огонь». От «не главных» отходят наводчик и командир, к главному бежит номер с миной, дает ее второму номеру, заряжающему (тут варианты возможны, но первые- именно так), тот забросив вопит «мина в стволе», от удара прицел мог сбиться- наводчик поправил, командир (или номер- если командир контролирует наводчика) за веревку хвать, командир кричит «выстрел», веревку дерг- все кто уши не зажал «БЛЯ!», мина ушла. Есть вариант со стрельбой в автоматическом режиме, тогда веревку не дергают, кинули – полетело, но это отдельная история.
Разведчик- «север 30, плюс 75» - это он о метрах, никаких лево-право, дальше-ближе, он может с любой стороны от батареи залечь. СОБ «прицел плюс два, угол минус три» (цифры от балды, не нужно по ним стрелять, но это уже не метры- а на прицеле риски) «главное орудие- огонь». Все по новой, только уши зажали уже все. Наводятся ВСЕ минометы, стреляет только главное.
Разведчик: «Есть накрытие». СОБ- все орудия, заряд осколочный, четыре мины, бегло, огонь! Понеслась – заряжающий бросил, наводчик поправил крикнув «Мина в стволе», командир проверил, крикнул «Выстрел»- дернул сам, или ежели бегло то номер, второй номер уже бежит со следующей миной, мина в стволе, поправили, выстрел, командир досчитал- четыре, все отошли, командир «Миномет намбер дохера стрельбу окончил!»
Разведка- «цель уничтожена, цель номер два север столько то, плюс столько»- понеслось все по новой. Если целей несколько, а выехали все- то их распределят по минометам, по одной на пару. Или на три. Главное – одно, минометы от первого выстрела до команды «отход» стреляют 7 минут. Или попадают в контрбатарейную борьбу, что требует совсем иных оборудований позиций. Тогда возможны еще варианты- отстрелявшись и спрятавшись от начала ответки (там, где ПРАВИЛЬНО стоит миномет артой не достать, даже в гаубичном режиме) минометчики с удовольствием слушают бахи контрбатарейщиков противника… по которым тут же совсем другая батарея уверенно отстреливает, сжигая засветившихся к аллаху. Часто- другая батарея РСЗО. Но, опять же, это не сейчас, масштабы не те.
Отстрелялись, подлетели «Уралы», в них забросали минометы, не расстреляный б/к, если есть запас времени, и ходу, ходу… Все правильно сделали, по нормативам (а в бою мой расчет перекрывал их в два раза, бывало) – все живые, довольные, поехали плюшки получать. Впрочем «без потерь»- уже абалденная плюшка, уж поверьте…
Ствол миномета и чайник, пробитые осколком "ответки" в руках.