Президент Каталонской Республики Пучдемон сдался бельгийской полиции вместе с частью своих соратников, которые не дожидаясь арестов на родине, бежали в Бельгию, где рассчитывали найти политическую поддержку.
На официальном уровне инициатива Пучдемона поддержку среди европейской бюрократии не нашла, а большая часть каталонских сепаратистов согласились пойти на назначенные Рахоем выборы, ввиду чего провозглашение независимой Каталонской республики так и осталось на декларативном уровне. Вместе с тем, наблюдается существенное полевение каталонского сепаратизма, так как экзерсисы Пучдемона оттолкнули от него часть сторонников, требовавших более решительной борьбы за независимость, без игр в толстовство. В этой связи лидеры с более радикальной риторикой и программой, могут получить свой шанс на досрочных выборах в парламент, где они попробуют аккумулировать голоса недовольных подавлением каталонским протестов и административного подавления каталонской независимости.
По сути, у всей линии Пучдемона направленной на "ненасильственный протест", есть один достаточно существенный шанс проложить дорогу к реальной независимости. Если на досрочных выборах в каталонский парламент снова победят сепаратисты (что не исключено в свете текущего расклада предпочтений местного населения), то они могут повторно провести голосование в парламенте и уже опираясь на свежий выбор народа, повторно утвердить Каталонскую республику, что фактически позволит обойти схему Рахоя, который рассчитывает добиться успеха юнионистов на местных выборах и похоронить проект Каталонской республики как минимум на несколько лет. Что Испания будет делать при повторном голосовании за независимость, сказать трудно - распускать парламент во второй раз по причине неудобного исхода голосования, будет весьма затруднительно. Поэтому Мадрид скорее всего приложит все силы, чтобы сепаратисты не победили на досрочных выборах и тем самым похоронить "демократический протест" Пучдемона.
Осложняет ситуацию для сепаратистов внутренний разброд и шатание, так как не все оказались довольны решением Пучдемона. Но ставки сделаны и ситуация теперь отложена до досрочных выборов (которые сами сепаратисты признали частью политической реальности), при этом большая часть политических лидеров сепаратистов находится под арестом или в бегах. Если Бельгия выдаст Пучдемона Испании, то Рахой сможет это использовать как доказательства разгрома сепаратистского проекта, хотя и с неизбежными издержками связанными с криками про "узника режима". Но как представляется, репрессии против руководства сепаратистов, весьма умеренных в своих требованиях и практиках, будет способствовать выдвижению более радикальных лидеров, которые будут апеллировать к произошедшему, как к иллюстрации бесполезности обычных процедур в взаимоотношениях с Мадридом. Само сепаратистское движение по логике вещей будет стремится выдвигать на первые роли менее мягкотелых лидеров. Впрочем, если сепаратисты выиграют выборы, то тогда можно будет говорить, что Хитрый План Пучдемона сработал и Мадрид потерпел поражение на административно-правовом уровне в рамках "демократического протеста". Но вот если выборы не будут выиграны, то тогда политическая карьера Пучдемона стремительно полетит под откос, так как именно он будет назначен очевидным виновником провала.