Североамериканские соединенные штаты в огне. Нет разумеется, не повсеместно, но центры крупнейших городов заполнили толпы протестующих, бьются витрины. Разграбляются магазины. Поджигаются машины и здания. Толпы пытаются штурмом овладеть полицейскими участками, административными зданиями. Фото и видеоматериалы из США немного напоминают Киев 2014. Только тепло, только лето, ну и пожары.
Как всем известно в США случилось ровным счетом то, что и случалось ранее очередной полицейский, применил к очередному задержанному афроамериканцу (негру, то есть, если называть вещи своими именами) силу и тот то ли от этого воздействия, то ли от чего то другого (а говорят то ли от сердечного приступа, то ли от передозировки наркотиков) скончался.
Далее история буднична и традиционна. Мы ведь прекрасно помним Фергюссон в 2014, Балтимор в 2015, да и множество других памятных названий как до, так и после. Все это часть современных политических реалий Америки. И эти реалии – часть долгосрочного тренда, пестуемого элитами, политическими группами, припартийными фондами и т.д. Так уж получилось, что в настоящее время в США есть лишь две группы населения, которые являются потенциально активируемыми, готовыми на протест и политическое действие. Это негритянское население (подогретое борьбой за равенство прав в 60-е годы и готовое уже сейчас создавать фон, обеспечивающий те или иные политические процессы) и латиноамериканское население. Которое. Однако пока еще не созрело для полноценного политического протеста в США. Однако уже делегирует в американский истеблишмент политические персоналии, типа сенатора М. Рубио. Не сказать, что эти делегаты чего-то особого добиваются. Однако постепенно поднимаются по политической лестнице все выше. Более чем уверен не пройдет и 10 лет (ну если США сохранится в том виде в котором есть сейчас) главные тренды в протесте будут задавать именно американские латиноамериканцы. о вопрос не в этом. А в том, что текущий протест оказался крайне разогретым.
Буквально за несколько дней массовые веления и погромы прокатились не только по улицам тихого Миннеаполиса с населением в четыреста тысяч человек и сонной жизнью и еще более тихого Сент-Пола (столицы штата Миннесота) с населением в триста тысяч человек, но и распространились по всей Америке. Лос-Анджелес и Детройт. Вашингтон и Даллас, многие другие города и городски наполнились бунтующими людьми и мародёрами (сейчас это верные спутники друг друга). Горящие полицейские машины, штурмуемые полицейские участки, столкновения с полицией. Америка, жара, лето. А впереди осень. И именно осень главная в этом трагифарсе, разворачивающемся сейчас.
Взлетит или нет?
Самый большой вопрос. Взлетит или нет протест в США? Вроде бы начавшееся движение весьма активно. Десятки точек по всей стране. Эффектные кадры. Активные действия, преферансы и выступления. Опять же за кадром мелькание политических фигур. Кто-то петиции собирает. Кто-то прокурору письмо пишет, кто-то дает комментарии. В общем движение идёт.
Кадры, конечно, весьма и весьма красивы. Очень ярко горит огонь. Очень шумно бушует толпа. Очень брутально смотрится полицейский спецназ в полной экипировке. В общем, для журналистской братии, нет ничего лучше, чем тот контент, который сейчас идет отовсюду.
Повод, любезно подкинутый полицией сейчас активно используется. Используется он в контексте текущей политической борьбы между демократами и республиканцами за ключевой пост американской политики – пост президента США. Нет, разумеется. Никто из политических сил не провоцировал офицера полиции убить потерпевшего. Это текущее событие, которое стало удобным поводом для того, чтобы начать политическую активность.
Может быть кто-то будет говорить, что это волна протеста, вскипающая из негодования негритянского населения Америки в борьбе с нарушением их прав. Советская официальная пропаганда так бы и сказала, наверное. Но тут дело более тонкое.
В составе людей, которые сейчас включены в этот протест очень много весьма интересных групп. Кроме собственно негритянских активистов (а эта позиция была длительное время весьма популярна и финансово поддерживаема в Америке) в протестах участвуют анархисты всех мастей, для которых любой «замес» лучший повод проявить себя, «антифашисты» (из финансируемого Дж. Соросом движения «Антифа»), разного рода (в первую очередь) демократические правозащитные активы. Эти присоединились чуть позже, но тоже не без значимой цели. Их дело придать протестам не только негритянский, но и про демократический колорит. Над толпой взметнулись флаги с сжатым кулаком
Но при всем при этом, протест не взлетит. Не взлетит потому что, во-первых, такого рода событийные протесты имеют достаточно ограниченное время существования. И главное для их успокоения сделано, офицер полиции подозреваемый в преступлении арестован. Во-вторых, поднятая тема пока что политически не особо нужна. Она может привести к последствиям в равной степени негативно отражающимся как на повестку демократов, так и республиканцев. А значит тема должна быть покручена до определённого предела и слита, как угрожающая политическим кругам Америки, как обоюдоострый меч, способный ударить как по демократам, так и по республиканцам.
Все ли так плохо в полицейском государстве?
На самом деле деятельность полиции в США уже долгие годы становится поводом для большого числа вопроса. Мнение, что якобы полиция пристрастней относится к черному населению, чем к белому. Что в составе полиции есть чуть ли не нацисты, и вообще кое где практически филиал «Ку-Клукс-Клан». Но многое из этого – это политический фольклор. Который есть в любой стране и мусолит излюбленные темы. Это одна из таких тем.
На самом деле у американской полиции есть много грехов. Это безусловно и нормально практически для любой полиции мира. Да в полиции служат разные люди. Есть там и те, кто считает, что негритянское население, в множестве своем сидящее на пособиях, распространяющее и потребляющее наркотики, пропагандирующее «гангста» культуру является если не отбросами общества и паразитами, то по крайней мере его не самой лучшей частью.
Да и вообще в Америке достаточно большое число людей решительно не понимает, зачем государство обеспечивает огромную массу черных бездельников и тунеядцев, значительная часть которых потом обеспечивает работой тюрьмы по всей стране. Но негритянское население является важной частью американского голосующего социума. И эти голоса чуть ли не полностью идут в копилку демократов. Если, разумеется, их удается притащить на избирательный участок. Так что эта история будет продолжаться. От электорального фундамента никто отказываться не собирается, а его, этот фундамент, нужно исправного кормить.
Но сама полиция по большому счету проводит активнейшую работу по повышению своей популяризации (достаточно вспомнить только привлечение медийных персон и участие полиции в специальных документальных сериалах), проводят кучу встреч и мероприятий, организует позитивный пиар. С другой стороны, ответственность американской полиции не плохо страхуется. В случае чего многомилионные иски к полиции легко выплатят страховые компании, для которых полиция весьма ценный клиент. Что же касается самого полицейского и жертвы, вероятнее всего многое будет урегулированно многомилионными отступными в пользу семьи погибшего.
Сколько бы не длились эти протесты и какими бы активными они ни были, им вскоре придет конец. В крайнем случае полиции и национальной гвардии будет дана команда «фас» и исполнена ими безукоризненно. Американская полиция умеет разгонять толпу. При этом, однако нынешний протест имеет высокую долю инспирации. Кто, зачем и почему пытается раздуть пламя общественного пожара конечно же останется тайной, но кое какие версии высказать можно.
Что же здесь не так?
С уверенностью можно сказать только одно. Хотя само деяние было вероятно непреднамеренным, раскрутка данного события и подъем волны протеста с актами насилия определённо инспирирована. С большой уверенностью можно говорить о том, что к продвижению темы приложили руку продемпартийные структуры. Правда меня спросят, как же так, ведь громили в том числе и офис CNN – одного из рупоров демократов. Так видимо для того и громили, чтоб ничего лишнего никто не подумал.
На самом деле сейчас можно встретить разные версии произошедшего. Представители республиканских кругов (как правило маргинальные) заявляют, что тут есть рука ЦРУ. Дескать тот полицейский, что убил негра, совсем не полицейский, а на самом деле агент ЦРУ и убил он жертву нарочно. Дабы вызвать протесты и погромы. При этом, их не смущает тот факт, что у данного полицейского есть весьма солидное досье по службе в полиции и принадлежность именно к ней сомнения не вызывает.
Вопрос, почему полицейский так спокойно ведет себя перед камерой, словно позируя на самом деле тоже притянут. Американские полицейские традиционно работают парами. Сейчас при работе в рейдах по улицам неспокойных районов обязательной частью экипировки полицейского является в том числе и веб камера, которая крепится в районе портативной радиостанции. Так что «подвиг» полицейского с очень большой вероятностью снимал кто-то из его коллег. Естественно это полицейский целиком и полностью доверяет своему напарнику. Как же иначе? Так что ничего особо тайного в самом убийстве нет.
Более интересный вопрос, как пленка оказалась в широком доступе? Дело в том, что убийства полицейскими негров в Америке случаются часто. Что уж греха таить, именно данная этническая группа очень серьезно повышает градус криминогенной активности американских городов. И любые последствия возможны, а иногда и неизбежны. В такой ситуации для активизации протестных настроений должно было появиться не просто убийство. А какое-то изощренное убийство. Полицейский, попирающий ногой жертву – разве не прекрасный сюжет для поднятия волны народного гнева? Так что вероятно появление данной записи совершенно не случайно. Продумано. И волну оно вызвало сильную. Учитывая же скорость распространения протестов, очевидно, что материалу «приделали ноги» заинтересованные круги.
Таким образом, случайное происшествие, грамотно было превращено в повод для массовых выступлений, агрессии, грабежей. Превращено со знанием дела и желанием выкрутить в политическую плоскость. При этом сама политическая составляющая под вопросом, ведь в большинстве протесты в городах лидирования демократов (ну а где ж им еще то быть, если протесты и инспирируются демократическими структурами)?
Западня для Трампа
Есть очень большая вероятность, что инспирирование протеста направлено сугубо на Трампа. По большому счету сейчас в случившейся истории самый главный вопрос – это реакция президента США. Его поставили перед фактом и заставили выбрать сторону. А выбор этот труден.
На будущих выборах голоса негритянского населения будут ценны. Разглагольствование Байдена по поводу того, за кого должны голосовать настоящие «черные», ролики с черными носильщиками гробов от Трампа все это на самом деле часть большой борьбы за черный электорат Америки. Этот электорат в массе своей, разумеется, демократический. Но демократам нужно привести на избирательные участки как можно больше цветного населения. А значит, их надо активизироваться. И такой протест в котором демократы бы помогали негритянским организациям не может не отразиться на итогах выборов.
Сейчас Трампу придется дать ответ, что он думает по этому поводу, какова его реакция. При этом его будут принуждать к тому, чтобы однозначно встать на сторону протестующих, либо полиции. Любой из этих путей для Трампа плох. Попытка встать на сторону полиции обернется безусловной потерей и голосов негритянского населения и даже перспектив как-то пошатнуть активность негритянских групп в контексте демократической повестки.
Встать на сторону протестующих ведет сразу к двум потерям. Первая потеря – это потеря голосов тех, кто считает, что главной задачей власти является стабильность, кто полагает, что негритянскому населению нельзя давать волю полностью прибрать к рукам власть в районах их проживания. Вторая потеря – правоохранители и люди с ними связанные, причем не только в тех штатах, где есть протесты, а повсеместно, так как полицейские сейчас чувствуют себя затравленными, таким пристальным разборам возможной полицейской ошибки. Как, Вы понимаете, ни того, ни другого Трампу допускать нельзя.
Что же делает Трамп? Держит паузу, не дает однозначного ответа, надеется на спад волны протеста. Одновременно ведет перепалку с CNN по поводу «русского следа в истории протестов», и толкает вперед генпрокурора Р. Барра, который уже заявил о некоем внешнем следе в разжигании конфликта. При этом. что же это за внешний след не совсем понятно. А протест продолжается. И будьте уверены. Что будет продолжаться, пока Трамп не выскажется, так как эта ловушка именно для него. Как только Трамп сделает это тему его ответа начнут муссировать все нюансы и перипетии ответа. Тогда и протест можно купировать, так как он особо будет не нужен. СМИ расскажет «правильную» версию всего.
Противостояние
Нет сейчас основания для того, чтобы какое-либо общественно движение в США началось по чисто политическому мотиву. Окленд 2018, когда толпы выходили только потому, что считали, что избрание трампа - это неправильно, сейчас невозможен в принципе. Тут важно событие, а оно будет только в начале ноября. А вот иные поводы вполне могут катализировать процесс и привести его к разогреву политического пространства. Но именно в текущий момент. Поскольку именно сейчас идет подводка к выборам президента. Так что разогреть публику до начала собственно финальной части политической активности святое дело.
Но это совсем не означает, что протесты по данному поводу продляться долго. Вероятнее сего он и схлынут в самое ближайшее время. Но не раньше, чем Трамп выскажется. Бунт слишком хлопотное и опасное дело, чтобы его оставлять на самотек. Да и ущерб не маленький от сожженного, разбитого и украденного. Многое, конечно, возместят страховые компании, но и они сейчас не в самом лучшем положении. А значит протест как то, что приносит ущерб, на длительное время не должен быть рассчитана.
Власть в принципе делает правильные вещи. Арест подозреваемого. Полная информационная открытость происходящего. Представление протестующих в не лучшем виде. Выставление на баррикады Барра, все это попытки республиканцев не дать развернутся дискуссиям, перейти к фигуре самого Трампа и его роли в происходящем процессе. Такой переброс темы был бы крайне опасными для Трампа.
Более чем убежден. Демократические круги сейчас должны попытаться поднять новые аспекты темы. Она нуждается в большем раскручивании, иначе Трампа из его берлоги не вытянешь. Обострение будет. Но будет и противодействие.
В ряде штатов уже вводят комендантские часы. Кое где мобилизованы силы Национальной гвардии. В Миннеаполис прибывают военнослужащие военной полиции США. На улицы Лос-Анджелеса и Далласа вышел полицейский спецназ. Начинаются разгоны акций протеста и аресты. Американская полиция не любит сдерживаться. Но это еще не конец. От этого волна протеста не уменьшится и не спадет. Но и долго не продлится.
Со всей очевидностью, Трампу придется высказаться. При этом ответ из разряда «за все хорошее, против всего плохого» не подойдет. И Трамп это прекрасно знает. Значит он будет искать повод высказаться так, чтобы это было емко и броско, но в контексте вопроса от которого он не получит ущерба. Что это – подвиг полицейского, сцена прощения семьей погибшего убийцы (а уже ходят слухи, что семье уже предлагали солидное отступное).
Как только повод будет найден Трамп выступит. Более того, вероятно предложит свой план по реформированию работы полиции. И в том случае, если ему удастся перехватить повестку, активность протеста спадет. В случае же, если Трамп ошибется отголоски этой темы будут висеть шлейфом за ним до конца выборов. Уж о чем - о чем, а об этом демократы позаботятся.
Подоспели первые опросы на тему беспорядков в США. 58% американцев поддерживают ввод военных частей в мегаполисы для подавления погромов.
Белый дом уже поставил всю полицию и нагвардию округа Колумбия под контроль Пентагона и председателя объединенного комитета начальников штабов Марка Милли. Генерал Милли осматривает полицейские укрепления вокруг Белого дома и общается с журналистами. Многим это стилистически напомнило визиты американских политиков в Багдад после иракской кампании.
Показательная черта того, что борьбой с бунтовщиками теперь заправляют военные - воздушная активность. Над протестующими постоянно курсируют военные вертолеты, которые выполняют угрожающие маневры - вроде тех, что обычно применяются против повстанцев в горячих точках.
Американские президенты лишь 12 раз использовали регулярные войска на территории самой Америки. В последний раз такое происходило при подавлении беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992. Впрочем, тогда погромщики умудрились разгромить тысячи зданий: сейчас по всей Америке было сожжено от силы несколько десятков строений.
Еще недавно власти либеральных штатом решительно отказывались от любой помощи из федерального центра. Мол, мы справимся сами, а вмешательство Дональда Трампа лишь усугубит ситуацию. Первым штатом, что переступил через свою гордость и попросил поддержки из Белого дома, стала Миннесота.
Теперь к её числу может присоединиться и Нью-Йорк. Мэр города Билл ди Блазио потерял контроль над ситуацией в центре своего мегаполиса. Губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо грозится отстранить ди Блазио от рычагов управления и самому взяться подавлять беспорядки - уже силами нацгвардии и военной полиции Пентагона.