В ряде ближневосточных государств положение христиан остаётся тяжелым. В Сирии их число сократилось более чем вдвое, сообщил на днях уполномоченный МИД РФ по правам человека, демократии и верховенства права Константин Долгов в своём выступлении на круглом столе, посвящённом проблемам гонений христиан на Ближнем Востоке.
«Вытеснение и изгнание христиан на Ближнем Востоке стало системной проблемой. Это мощнейший вызов безопасности и стабильности этого региона, — цитирует его ТАСС. — Регион является колыбелью трёх мировых религий; лишение его элементов одной из этих религий нанесло бы непоправимый ущерб всей региональной конструкции, имело бы последствия, далеко выходящие за рамки этого региона, что, собственно, уже происходит».
По словам Долгова, за последние семь лет количество случаев расправы над христианами, в том числе на Ближнем Востоке, увеличилось более чем на 300% (оценки правозащитных организаций). Наиболее сложное положение в Сирии и Ираке, в тяжёлом положении находятся общины в Ливии и Йемене. Террористы уничтожают «следы многовекового христианского присутствия на контролируемой ими территории, в Сирии количество христиан сократилось с двух с лишним миллионов до одного миллиона человек», отмечает Долгов.
С другой стороны, уполномоченный положительно оценил тенденцию к нормализации ситуации вокруг христиан в Египте, Марокко и Тунисе: «Это очень положительные тенденции, их надо закреплять». Кроме того, Долгов сообщил, что действия России на Ближнем Востоке привели к улучшению гуманитарной ситуации, в том числе и среди христиан: «Хотел бы акцентировать, что важнейшую роль в борьбе против террористов в странах региона, в частности в Сирии, играет операция ВКС РФ. На этом фоне их позиции слабеют. Конечно, это создает предпосылки для постепенного восстановлении культурного наследия и гуманитарной ситуации в регионе, в том числе с христианами». Уполномоченный МИД РФ особо подчеркнул, что России «принадлежит ключевая роль в отстаивании интересов христианского населения на Ближнем Востоке».
«Все вопросы, связанные с защитой христиан на Ближнем Востоке, Россия будет и далее ставить на международных площадках, в частности, в ООН, ОБСЕ. Уже немало делается, — приводит слова Долгов ТАСС. — Задача сейчас в том, чтобы объединить усилия различных государств, правозащитных организаций, чтобы поставить надежный заслон этим действиям (по притеснению христиан)».
Президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин солидарен с К. Долговым. Он говорит, что положение христиан на Ближнем Востоке внушает серьёзные опасения.
«Огромный размах террористической деятельности со стороны запрещённого «Исламского государства» и других экстремистских организаций приводит к значительному ущербу для христианства в целом. Во-первых, люди боятся заявлять о том, что они христиане, боятся верить, боятся вести какую-то миссионерскую, проповедническую работу», — сказал эксперт «Ридусу».
Гришин отмечает, что особенно тревожная обстановка сложилась в тех местностях, где боевики разрушают христианские святыни, разграбляют монастыри и казнят монахов. Ущерб настолько огромный, что в лучшем случае восстановить потери можно будет только лет через 100 или 200 лет. В худшем потери невосполнимы.
Эксперт не сомневается, что уже идёт религиозная война: «Экстремисты на то и рассчитывают, чтобы наиболее зверские преступления совершить против христианства. У них задача такая — столкнуть исламский и христианский мир».
Экстремисты пытаются сегодня захватить лидирующее положение во всём исламе. Для достижения цели им нужен глобальный конфликт с христианством: «Тогда они смогут управлять некими процессами внутри ислама и говорить о том, что нужны экстремистские методы борьбы, экстремистские верования, нужно уничтожать людей по религиозному признаку и т. д. То есть это вопрос их выживания. Поэтому они сейчас делают все, чтобы очень сильный нанести ущерб христианству во всем мире, и на Ближнем Востоке в частности».
Гришин разъясняет свою точку зрения: боевики-исламисты рассчитывают, что христиане будут предпринимать шаги по защите своих ценностей (что сейчас уже делается: некоторые страны, в т. ч. Россия, поднимают этот вопрос). Такую защиту исламисты-экстремисты будут представлять как атаку на ислам. Это следующий пропагандистский этап, считает эксперт.
Он предлагает в рамках ООН разработать соответствующий план по защите христианских ценностей — такой, чтобы экстремисты не имели возможности развернуть пропагандистскую работу. И это очень важный момент.
Однако можно ли встать на защиту христианских ценностей всем миром? Так, чтобы защита на самом деле осуществлялась на уровне ООН?
Алексей Гришин сомневается на этот счёт, отмечая, что западные государства не осознают серьёзности положения. Они не готовы к полноценному диалогу. «И они не дают нам объединиться в борьбе против той пропаганды, того зла, которое несут исламистские экстремисты», — говорит эксперт.
В заключение интервью он напомнил журналисту, что в конце 1980-х годов Ванга объявила: если мир не сумеет одолеть исламистский экстремизм, то он получит религиозные войны на много лет вперёд. Эксперт полагает, что сейчас «пророчество сбывается».
На самом деле, добавим, вопрос борьбы с глобальным терроризмом состоит вовсе не в защите одних только христиан и их ценностей. Надо брать гораздо шире: центральная проблема — в разъединении, расколе человечества.
Когда-то писатели-фантасты мечтали о контакте с внеземным разумом. Разум этот мог быть «злым» или «добрым», но так или иначе понимание по сюжету достигалось. Позднее стало понятно совсем другое: земляне не в состоянии понять даже друг друга, куда уж им до галактических контактов!
Запад не понимает Россию и не разделяет убеждений её лидеров; Россия отвечает Западу тем же. Многие восточные деспотии (вроде Саудовской Аравии или Катара) или авторитарная Турция имеют свои взгляды на будущее Сирии, которое очень не нравится правительству последней (и уж потом проступает проблема противостояния алавитов и суннитов). Китайцы конфликтуют почти со всеми своими соседями не из-за взглядов на конфуцианство, а из-за островных территорий. Япония на всех переговорах с Россией упорно «давит» на «вопрос» Курил, а заодно рвётся вооружаться до зубов. Украина горит желанием «вернуть Крым». Европа не собирается снимать с России ограничительные меры — «санкции». Вспомним и межнациональную резню в бывшей Югославии, и нынешнее полупризнанное образование под названием Косово — этот постоянно тлеющий уголёк конфликта, и политического, и религиозного. А на Ближнем Востоке льют кровь невинных боевики «ИГ» — но не надо думать, что эти бандиты воюют за «веру», а не за территории, нефть и прочие богатства. И так далее, по всей планете!
Религиозные войны (исторические корни у которых, кстати, очень глубоки) на этом фоне являются лишь одним из конфликтов, а равно и одним из поводов для конфликтов. Религиозное противостояние в глобальной его форме или в конкретных обществах едва ли когда прекратится: вера людей в разных богов и пророков, а также многочисленные интерпретации той или иной веры в погоне за её «чистотой» и «истинностью» не раз ещё приведут мировое сообщество или региональные социумы к противостоянию.