Непобедимость русских воинов, их способность разгромить любого противника, выстоять в самых кровопролитных битвах и жестоких сражениях общеизвестна и не подлежит никакому сомнению, равно как и мощь армии. Однако необходимо признать, что с невоенной силой у нас дело обстоит далеко не так однозначно. В качестве не самого приятного, но, увы, достаточно типичного примера можно привести события 2017 года. Тогда практически совпали полный разгром террористов ИГИЛ (группировка, запрещённая в РФ), осуществленный ВКС России в Сирии, и дисквалификация нашей олимпийской сборной, отстраненной от участия в Играх 2018 года в Сеуле за якобы применение допинга.
Блестяще проведенная вдали от Родины войсковая операция и тяжелейший провал на международной спортивной арене. А ведь именно победы на ведущих мировых соревнованиях считаются одним из наиболее весомых способов популяризации того или иного государства, обретения им международного престижа и авторитета. И пусть всем прекрасно понятно, что данное решение МОК было политически мотивированным, что этой организацией едва ли не в открытую «дирижировали» из Вашингтона, склоняя к «нужному» решению – все это утешает слабо. Ведь проигравшими в конечном итоге оказались мы, а имиджу России (причем не только спортивному) был нанесен весьма тяжкий урон.
Невоенная сила государства – это, конечно же, не только его «продвижение» через спорт, культуру и дипломатию. Большинство развитых стран используют для достижения собственных целей прежде всего экономические рычаги, особо этого даже и не скрывая. Те же Соединенные Штаты давно превратили вводимые ими по собственному произволу экономические санкции в рычаг воздействия посерьезнее собственных авианосцев. У нашей страны ничего подобного, конечно же, не получится: все-таки мировая валюта — это американский доллар, а не российский рубль, увы… Ответные санкции против стран того же ЕС вред их экономическим интересам, безусловно, наносят, но и нам на пользу не идут. Да и хорошего отношения к России точно никому не прибавляют.
На постсоветском пространстве
Гораздо шире Москвой на протяжении новейшей российской истории применялся другой способ. Сколько раз мы пытались «привязывать» к себе бывших «братьев» по Советскому Союзу с помощью тех или иных экономических преференций, прежде всего льготных тарифов на энергоносители и выгоднейших условий их получения. К чему это, как правило, приводит, прекрасно демонстрирует пример Белоруссии, лидер которой воспринял такую политику как должное и при первых же попытках российской стороны перевести взаимоотношения между государствами в несколько более прагматичную плоскость превратился чуть ли не в завзятого русофоба.
Об Украине в данном контексте лучше и вовсе не вспоминать. Чем завершились многолетние заигрывания Кремля с тамошними правителями, как вроде бы пророссийскими, так и явными недругами, всем нам известно. Последствия снабжения Киева едва ли не дармовым газом выходят боком по сей день – в виде проблем с транзитом, кабальных контрактов и беспрерывных судебных исков. Опять-таки спасти Крым от угрозы гражданской войны, не дать уничтожить Донбасс мы смогли… А вот всю Украину потеряли.
Провал на этом направлении как раз и является самым, пожалуй, печальным примером проблем с невоенной силой России. Вместо того чтобы создавать в братской стране соответствующие пророссийские структуры хотя бы на уровне неправительственных организаций, которые в критический момент стали бы противоядием против подспудно, но неуклонно культивировавшейся там русофобии, Москва давала дешевый газ, кредиты и поддерживала политиков, оказавшихся либо трусами, либо предателями. Сегодня мы что-то пытаемся говорить о «защите русскоязычного населения» на Украине, но при этом Россия оказалась не в состоянии даже добиться от Киева тех поправок в дискриминационный закон об образовании, которые из него «выдавил» Будапешт в пользу венгерских общин.
Концепция «мягкой силы»
Концепция «мягкой силы», выдвинутая и озвученная американцем Джозефом Наем, долгое время в России вообще отвергалась и подвергалась ожесточенной критике. Мол, это недостойные методы… Тем не менее, современные реалии вынуждают к применению этой тактики, поскольку военными методами в их условиях решать глобальные задачи по продвижению интересов нашей страны недопустимо.
С 2013 года во внешнеполитическую концепцию страны с подачи Владимира Путина официально включены в качестве комплексного инструментария для решения ее задач методы и технологии «мягкой силы». Одним из наиболее зримых воплощений этого подхода в жизнь является деятельность такой хорошо известной всем организации, как «Россотрудничество». Роль ее, несомненно велика: об этом свидетельствует хотя бы то, что под ударом раздуваемого сейчас в Чехии русофобского скандала оказалось в том числе и это федеральное агентство.
Тем не менее, сегодняшний уровень продвижения собственных интересов нашей страны в мире является совершенно недостаточным. Ещё пару лет назад в рейтинге стран, успешно применяющих «мягкую силу» для достижения собственных целей на международной арене, Россия стояла не то что ниже Китая, а недотягивала даже до уровня Польши или Греции. О возглавляющих список США, Британии, Франции и говорить не приходится. Разбить любого врага на поле брани мы способны. Но лучше бы России, чтоб до такого не доходило, все-таки научиться побеждать без войны.