В последнее время в российских СМИ Ближний Восток является, пожалуй, самым упоминаемым направлением внешней политики нашей страны. И дело не только в Сирии. Москва буквально стала центром притяжения арабских лидеров, примеру которых последовал и Израиль.
Так, на этой неделе Владимир Путин примет двух ближневосточных лидеров: 18 апреля Москву уже посетил глава Палестины Махмуд Аббас, а 21 апреля в Москву прилетит премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. С учетом того, что на счету представителей земли обетованной уже числится один исторический визит (аккурат после прекращения военной операции в Сирии), становится очевидно: ни о каких совпадениях речи быть не может. Сегодня можно смело рассчитывать на вполне предметные разговоры по палестино-израильскому конфликту, значимость которых, безусловно, затронет и сирийскую проблематику.
В 25-летних отношениях России и Израиля начался новый этап. Об этом свидетельствуют участившиеся визиты Нетаньяху и недавний приезд президента страны Реувена Ривлина, который СМИ уже окрестили историческим, поскольку это первый визит иностранного лидера в Россию после вывода войск из Сирии. Вообще сирийская проблема проходит красной нитью через всё улучшение отношений Израиля и России. Осенний визит Нетаньяху, который привёз с собой всё военное руководство, был приурочен к началу операции ВКС РФ в Сирии. Стороны обменялись мнениями по борьбе с ДАИШ (запрещенная на территории России террористическая организация) в Сирии и наладили кооперацию между военными ведомствами. Конкретные договорённости лидеров в СМИ не освещались. Впрочем, это довольно распространённая практика в российско-израильских отношениях.
О визите Ривлина также известно мало. Вся доступная информация касается в основном мероприятий представительского характера, хотя визит был назван рабочим. По данным прессы, во время визита израильский президент передал Путину пожелание разместить на Голанских высотах (пограничная территория Израиля и Сирии) международных наблюдателей ООН. Также поднимались вопросы дальнейших шагов России в Сирии и опасности утечки российского оружия «Хезболле». Тем не менее стоит понимать, что по законодательству полномочия израильского президента довольно ограничены. Пожалуй, это обстоятельство было самым главным аргументом тех, кто не видел в визите Ривлина никакой подоплеки. Однако события последней недели такое мнение опровергают полностью.
Почему израильские власти уделяют столько внимания Москве? Ответ на этот вопрос кроется в нескольких факторах, которые стоят в основе нынешних отношений между странами.
Начать стоит, пожалуй, с ещё одного ключевого игрока на Ближнем Востоке – США. Совпадение ли или стечение обстоятельств, но на фоне усиления связей Израиля с Россией, ухудшаются его отношения с США. Тут есть несколько аспектов. Первый – проблемы финансирования Израиля со стороны Вашингтона. В ноябре 2015 года Нетаньяху потребовал от американских властей увеличить размер финансовой помощи по двустороннему меморандуму о взаимопонимании. Последние 9 лет Вашингтон направляет денежные средства на укрепление безопасности Израиля. В 2017 году истекает срок действия документа, по которому Иерусалим получает 3,1 млрд долларов в год. Премьер-министр страны потребовал от Обамы увеличить выделаемую сумму до 5 млрд с 3,1 млрд долларов, как это предусмотрено действующим до 2017 года документом, в противном случае пригрозив приостановить переговоры между лидерами.
Вторым камнем преткновения между странами стало внезапное для Израиля решение США снять санкции с Ирана, который является одним из главных противников израильтян в регионе. Сразу после исторической сделки премьер-министр выразил своё недовольство по поводу разрешения Тегерану получить доступ к замороженным активам в западных банках. По мнению Нетаньяху, стремление Ирана заполучить ядерное оружие никуда не делось.
«Речь идёт о сотнях миллиардов долларов, часть из которых пойдут на террористическую деятельность, что тут же приведёт к дестабилизации обстановки на всем Ближнем Востоке», – заявил он.
Наконец, Израиль в пух и прах раскритиковал план госсекретаря США Джона Керри по урегулированию палестино-израильского конфликта. Хотя предложения эти поступили ещё в 2013 году, тема с завидной периодичностью все еще всплывает в израильских СМИ. Меры, предложенные американской стороной, предполагали провозглашение независимости Палестины с параллельным обеспечением безопасности Израиля путем ввода иностранных войск в долину реки Иордан. На этой территории должна была быть создана мощная в техническом отношении охранная система, которая предотвращала бы возможность проникновения иностранных террористов. Нетаньяху тогда заявил:
Необходимо сохранить на границе с Иорданией израильские, а не американские или иные иностранные силы… Нам следует поддерживать присутствие в долине Иордана, ведь по ту сторону границы – джихадисты.
Эта тема получила очередной виток недовольства после мартовского выступления американского вице-президента Джозефа Байдена, который в несогласии Израиля с предлагаемыми мерами увидел отсутствие стремления к урегулированию конфликта:
И израильтяне, и палестинцы на данном этапе потеряли политическую волю к урегулированию ближневосточного конфликта и должны вновь найти её.
Наконец, в апреле в США был опубликован доклад, в котором израильтяне обвиняются в нарушении прав человека. Речь идёт об излишнем применении силы против палестинцев на оккупированных территориях. Немаловажно и само отношение США к Израилю. Американцы привыкли рассматривать эту страну как своего «меньшего брата». Иерусалим же, несмотря на видимое отсутствие инструментов давления, требует к себе равноправного отношения и не согласен терпеть слишком навязчивое поведение Вашингтона.
Исходя из всего этого, сближение с Москвой вряд ли можно назвать случайным. Если убрать из расклада фактор финансовой поддержки, то можно понять, что в целом российские предложения выглядят гораздо заманчивее. Взять хотя бы ситуацию с Ираном. Да, Россия выступала за отмену санкций, да, Россия поддерживает Башара Асада – близкого друга Тегерана, а заодно и «Хезболлы,» однако эта позиция Иерусалиму понятна. Более того, Израиль и Россия все время тесно контактировали, стараясь сгладить возможные противоречия. В целом Москва поспешила максимально отгородить Израиль от этих проблем, выступив своего рода гарантом его безопасности.
Хотя никакой вменяемой информации по результатам переговоров Путина и Нетаньяху не было и нет, осенний визит премьер-министра в Москву явно закончился конкретными договорённостями о координации действий между военными. Так, можно отметить достаточно нейтральную реакцию израильской армии на случаи «залета» российских самолетов на территорию Израиля во время операции в Сирии.
«Даже если наш самолёт "замкнёт" русский самолёт на цель, мы его не собьём. На нашей территории мы не стреляем и не сбиваем русские самолёты. Мы не сбиваем их, они не сбивают нас. Мы живём по соседству, а не вместе. Мы знаем, как скоординировать наши действия и как не навредить друг другу. В то же время мы ни у кого заранее не просим разрешения. Мы делаем нашу работу, и ни у кого нет полномочий указывать нам, как её делать, и нет механизма, как атаковать вместе», - подчеркивали военные. Очевидно, что это не может быть результатом молчаливого понимания.
Можно также сказать, что вывод российских войск из Сирии только укрепил взаимоотношения двух стран. По словам немецкого обозревателя Ханса-Кристиана Рэсслера, после окончания операции ВКС РФ в Сирии вырастет влияние Ирана и «Хезболлы», «поэтому Иерусалим делает ставку на поддержку из Москвы». В своей статье аналитик приводит слова бывшего главы израильской разведки Эфраима Галеви, который говорил о том, что у России гораздо больше влияния на Иран, чем у США.
Однако Сирия – это не единственная точка соприкосновения между Иерусалимом и Москвой. Гораздо больший интерес у израильской стороны вызывает влияние России на Палестину. Исходя из нынешней ситуации и из сменяющих друг друга визитов Аббаса и Нетаньяху, вырисовывается вполне логичное предположение, что роль арбитра в палестино-израильском конфликте переходит к России. За несколько дней до своего визита в интервью Sputnik Махмуд Аббас заявил, что опыт РФ необходим для разрешения конфликта.
«У России ключевая роль в этом вопросе, и мы бы хотели, чтобы это было более заметно», - подчеркнул глава Палестины.
По сообщениям Кремля, именно эта проблема стала одной из центральных на переговорах между лидерами России и Палестины.
Сегодня между Израилем и РФ усиливаются и экономические связи. Журналист израильской газеты Israel Hayom в нынешней тенденции разглядел «здоровые основы для долгосрочного сотрудничества». Помимо внешнеполитической повестки, на отношения стран влияют интересы российской еврейской общины. По его мнению, сейчас страны находят «много общих интересов в таких областях, как промышленность, торговля, исследования, сельское хозяйство, культура и туризм». К слову, несколько дней назад министр туризма Израиля Ярив Левин отметил большую заинтересованность в российских туристах. Некоторое снижение турпотока в 2015 году (20%) он объясняет кризисными явлениями в российской экономике. При этом планируется, что в 2016 году турпоток из России вырастет с 415 тысяч человек до 500 тысяч.
Конечно, как отмечают политологи, в российско-израильских отношениях ещё остаётся ряд проблем, вызванный в большей степени «старыми предрассудками». Никуда не деться и от американского влияния, которое всё же пока сохраняется. Недавно Flight Global сообщили о том, что Израиль заморозил сделку с российскими компаниями по поставке беспилотников из-за возможного вето США на любую экспортную лицензию.
Однако важно понимать, что сегодня на кону стоит не только перемирие в Сирии, но и мир на Ближнем Востоке в целом. Это обстоятельство, несмотря на все сложности, буквально толкает Израиль, да и Палестину тоже, в объятия Москвы. Россия же, стремясь к миру, продолжает контактировать со всеми заинтересованными сторонами, что является свидетельством ее нацеленности на результат. В нынешней ситуации уже невозможно игнорировать возросшую роль нашей страны в ближневосточном регионе.
Источник: http://politrussia.com