Интернет-портал telegrafist.org распространил информацию из источника, близкого к министерству иностранных дел России, что согласно плану Лаврова-Бернса миротворцы ОДКБ могут быть отправлены в Сирию для выполнения соответствующего мандата ООН по принуждению к миру. Интересно, что в посольстве США об этом плане ничего не слышали, но отметили, что если в Совете Безопасности ООН будет выдвинута инициатива ввода миротворцев в эту страну, то Вашингтон не будет ее блокировать.
Собственно говоря, ничего удивительного в таком развитии событий нет. Экономический кризис в США не позволяет тратить стране значительные ресурсы на приведение проамериканского режима в Сирии, обладающей не такими уж грандиозными запасами углеводородов. Ее значение для Вашингтона снижается еще больше, если учесть рост добычи сланцевой нефти и газа в штатах. Следует, однако, понимать, что если США пошли на уступки, то вероятно выторговали себе что-то взамен на этих странных переговорах, причем не менее важное. Почему же эти переговоры странные?
Во-первых: министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров обычно ведет переговоры с дипломатами своего уровня, т.е. с госсекретарем США Джоном Керри (или с его предшественницей Хиллари Клинтон). Поэтому само название «план Лаврова-Бернса» немного удивляет. Особенно если учесть, что поиск путей решения сирийского конфликта и согласование позиции России и США проходит в рамках группы «3Б», в которую входят заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Михаил Богданов, заместитель госсекретаря США Уильям Бернс и спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими.
Во-вторых: если Сергей Лавров так хочет ввести миротворцев в Сирию, то ОДКБ здесь ни при чем. Россия может выступить с инициативой в Совете Безопасности ООН, затем заключить так называемое «резервное» соглашение и в рамках мандата Объединенных наций выполнять миротворческую миссию, утверждая свои позиции на Ближнем Востоке как традиционном рынке сбыта российских вооружения и военной техники. При этом, обсуждая некие мероприятия с участием ОДКБ, следовало бы для начала обсудить их со своими союзниками. Их у России и так осталось немного – всего шесть.
Важно отметить, что по Соглашению о миротворческой деятельности ОДКБ, решение о проведении соответствующей операции на территории государства, не входящего в ОДКБ, принимается Советом коллективной безопасности с учетом решения Совета Безопасности ООН. Кроме того, как подчеркнуто в документе, участие в миротворческой деятельности государствами-членами ОДКБ носит исключительно добровольный характер.
В общем, вся эта история с «планом» кажется газетной уткой, состряпанной на скорую руку. В тоже время, если все-таки слухи о возможной миротворческой миссии в Сирии окажутся правдой, то Россия может запросить поддержки у партнеров по ОДКБ. А чтобы их участие носило «исключительно добровольный характер», Москва должна предложить им вполне конкретные политические и экономические выгоды. Так уже делали США, добиваясь различными путями участия стран НАТО в миссиях в Афганистане и Ираке.