Прекращение горячей фазы конфликта в Нагорном Карабахе за мгновение до полномасштабной войны между Арменией и Азербайджаном — подтверждение геополитического таланта и человеколюбия Владимира Путина.
Россия без боя выиграла геополитическое сражение, сохранив стратегическое присутствие и усилив роль арбитра на Южном Кавказе, вместо предписываемой внешними силами роли козла отпущения в чужой войне. Первые выводы.
Информационная война и информационная безопасность
Любой конфликт с тысячами жертв, а тем более вспыхнувший на просторах Большой России, затрагивает сердца и души миллионов россиян, чем не могли не воспользоваться враги, инфантилы и идиоты, скрывающиеся под личиной ура-патриотов. С первых минут конфликта западники завопили: «Путин, защити армян!».
Притом не призывали бомбить Баку, Анкару, Брюссель, нефтегазовую инфраструктуру Азербайджана, что выдавало замысел кукловодов — втянуть Россию в межэтническую, с потенциалом межрелигиозной, войну на десятилетия, где арбитры — «цивилизованные страны», гозманы и армяне, попивающие кофе во Франции и США.
Заметили, что заявление Байдена о концентрации внимания на зеленой энергетике подтолкнуло к росту цены на нефть на 10%, а войну в зоне нефтегазовых промыслов рынок не заметил?! Ультра-патриоты заговорили о приближении Турции к границам России в духе «Путин слил». Ни слова о присутствии Турции в Азербайджане, включая в армии с 90-х, и что заявления Эрдогана о планах построения «великого турана» хватило для сваливания в пике турецкой экономики.
Излагаемые доводы свидетельствуют о непонимании национальных интересов России, шаблонном мышлении о войне, сформировавшемся на фильмах про Буденного и Жукова, планировавших стратегические операции с учетом физических возможностей лошадей и ТТХ танков.
Забыли, что нет точки «на глобусе», недоступной для сокрушительного удара российской армии.
Не стану обвинять в предательстве, но признаки прямого влияния на их высказывания кукловодов, открыто управляющих мозговой деятельностью неолибералов, налицо, а их предыдущее братание с гозманами на Болотной и в «эхо-студиях» не выглядят случайными.
Кремль выиграл информационную войну. Конфликт не застал Кремль врасплох и был правильно оценен. Кремль не ввел цензуру в интернете и не убрал дебилов с «большого телевизора».
Внятной позиции Кремля — «азербайджанцы и армяне — наши; война — братоубийственная» — оказалось достаточно для спасения от умопомрачения россиян и предотвращения межэтнических и межрелигиозных конфликтов на улицах российских городов.
Отказ от цензуры позволил большинству в очередной раз разглядеть и запомнить врагов, провокаторов и идиотов.
Нет предела совершенству, но радует, что наряду с безответственными финансистами в окружении президента имеются люди, способные комплексно оценивать возможности, влияние событий на национальные интересы России, готовить и реализовывать выверенные стратегические решения.
В состоянии массового сознания не все так плохо, как нам говорят в «большом телевизоре» люди, сражающиеся за информационные бюджеты, хотя считаю, что настало время перераспределения государственного финансирования от покупки лояльности русофобов в пользу вменяемых СМИ и отдельных людей, сражавшихся за национальные интересы России в эти непростые дни, и кадровой чистки «большого телевизора», допускавшего бандеровские шабаши и лоббирование турецких интересов.
Ереван проиграл мир и все этапы информационной войны. После занятия азербайджанских территорий не смог обеспечить совместное проживание армян и азербайджанцев, развитие удерживаемых территорий.
Вместо работы «насаживал неолиберальную сову на традиционный армянский глобус», что тешило самолюбие армян, проживающих в Европе и Америке, но не способствовало притоку на историческую Родину и укреплению социальной солидарности армян.
Не стимулировал подготовку общества к войне. Ставка в информационной политике на гламурных блогеров — ошибка.
Не способствовали повышению качества управления государством, а в период испытаний заврались, чем ускорили поражение армии и спровоцировали кризис государственности.
Если Ереван найдет силы и поймет, что национальная идея Армении на два поколения — выжить и сохранить уникальную цивилизацию, откажется от мифов о многовекторности, сказок о суверенитете, то мы еще увидим процветающую, а значит, победившую Армению.
Баку выиграл первую фазу информационной войны. Неплохо подготовился, удачно выбрал время — межвластие в США, а начав — сумел уклониться от образа агрессора и военного преступника. Не соблазнился конфронтацией с Москвой. Информационная политика гармонично сопровождала военную операцию.
С момента прекращения огня произошел сбой. Назвать войсковую операцию за освобождение территорий Отечественной войной — ошибка, чревата проблемами в будущем. Армия Азербайджана выиграла сражение. Сможет ли победить государство — не факт. Победа повысила градус радикализма в обществе. Если мудрый Алиев не обуздает, то получит экспоненту, разрушающую условия для развития и почву для десуверенизации в пользу Турции.
О победе Баку можно говорить, когда сможет сохранить христианские святыни на подконтрольных территориях, обеспечит возврат азербайджанских и армянских беженцев на земли предков, экономическое развитие региона и главное — совместное проживание армян и азербайджанцев.
Также условия, когда коридор Нахичевань — Баку функционирует как коридор Ереван — Москва.
Турция продемонстрировала цену идеологии для экспансии в суверенные государства, механизмы конвертации слов и малых дел в материальные и территориальные трофеи. Однако, преждевременные заявления о «великом туране», выпады в адрес России и Европы, вмешательство в зону интересов России и Китая на фоне критической зависимости экономики и финансов от внешних связей и спонсоров, долге в $260.0 млрд подвергает риску реализацию заявленных целей и нейтрализует конкурентное преимущество — избыток трудовых ресурсов.
Турецкое общество в ожидании легких и быстрых побед, что чревато внутренней социальной нестабильностью и конвертацией ожиданий в поражение. Отношения Турции и Азербайджана — успешный коммерческий проект.
Попытка конвертации в геополитический проект, понижающий уровень суверенитета Азербайджана, осложнит отношения с Баку, а агрессивное поведение турецкого бизнеса ускорит отчуждение и разворот в сторону России: Туркмении, Узбекистана, Киргизии и Казахстана.
«Небратья и подхрюкивающие». Информационную войну проиграли — не втянули Россию даже в региональную войну, а хрюкнули на стороне одной из воюющих сторон — потеряли нейтральный статус. Варшава примеряет Лачинский на Сувальский коридор — радует.
Сравнение Украины с Азербайджаном, а Горловки с Шуши — верх идиотизма.
Напоминаю небратьям, что Украина не Азербайджан, не Армения, а Арцах, не обеспечивший развитие временно контролируемых территорий и комфортное проживание поляков, венгров, румын, болгар, русских, учреждавших Украину в 1991 г. по праву людей, проживающих на своей земле.
Украина после переворота, смены геополитического вектора, отказа от истории и переучреждения — сепаратистская территория. Шуши не Горловка. Для русских Шуши — это Киев. Для поляков — Львов. Для румын — Черновцы. Для венгров — Мукачево. Для Польши — зона безопасности со статусом азербайджанских земель, пребывавших под контролем Карабаха.
Армии и военные технологии
Многие эксперты заговорили о войне нового поколения. Стали восторгаться турецкими ударными беспилотниками, израильскими барражирующими дронами-камикадзе, считать количество беспилотников в российской армии, переживать за незащищенность танков…
Поскольку не заметили, что в один момент случился дронопад и беспилотники исчезли с поля боя, то выводы о неготовности российской армии к сражениям 21-го века ничтожны и полезны только для убеждения в «близкой победе над Россией» украинских генералов.
Нужно отдать должное — азербайджанская армия и азербайджанское государство соответствовали целям войсковой операции по захвату неконтролируемых территорий, хотя имеется ряд признаков, что взятие под контроль Шуши — случайная «вишенка на торте».
Уровень технического оснащения армии соответствовал целям сражения. Безусловно, тяжелая реактивная артиллерия и беспилотники сыграли значительную роль.
Ополчение Арцаха к войне не готовилось. На территориях, занятых и удерживаемых в качестве зоны безопасности, линии обороны обустраивали небрежно, а стратегическую оборону самого Арцаха проигнорировали. Хотя при тех же затратах превратить Нагорный Карабах в неприступную крепость даже для армии покруче азербайджанской — более чем возможно.
Очевидно, что Степанакерт понадеялся на Ереван, а Ереван — на «цивилизованное международное сообщество» или готовил ловушку для России.
Притом ополчение сражалось мужественно и продержалось дольше, чем предусматривалось стратегией обороны Арцаха до момента подхода основных сил.
Армия России — «шеф, всё пропало»? Безусловно, высказывания финансистов о сокращении бюджетов на оборону попахивают инфантилизмом, циничны по сути и неумны в текущей экономической ситуации. Вместе с тем армия развивается, количество беспилотников сопоставимо с количеством имеющихся в НАТО. На подходе — несколько перспективных моделей, включая барражирующие дроны-камикадзе от «Калашникова».
До базы в Сирии не долетели сотни. Над Арцахом в последние дни сражений не летали. Вернее, не долетали до целей. Украина может купить у Турции миллион беспилотников, если МВФ даст ей $10.0 триллионов, но и в этом случае несколько российских станций РЭБ наземного базирования и несколько воздушного, стоимостью менее 0,001% от армады дронов, устроят тотальный дронопад.
Важно отметить, что готовность России к отражению атак беспилотников говорит о том, что военная наука, разведка и ОПК не зря едят хлеб — системы противодействия попали в серийное производство раньше, чем средства атаки у потенциальных противников.
Также эксперты не относят к дронам-камикадзе «Калибры» и подобные им системы наземного, воздушного и морского базирования, а зря. Вполне себе беспилотники-камикадзе. В Киеве для поднятия боевого духа «воинов света» модно приглашать в телевизионные студии колоритных отставников в вышиванках, убеждающих аудиторию, что «если украинские хлопцы возьмут в руки по черенку от лопаты, то погонят москалей за Урал».
Уверен, что российский Генштаб осведомлен о надвигающейся угрозе, но не запаниковал, не стал закупать черенки и, как показало время, правильно поступил. Ускорить испытание систем, которые будут догонять противники, — стоит, а догонять самому — не целесообразно. Даже если это Израиль.
Сражение на Южном Кавказе подтвердило, что Белоруссия, Турция и Израиль производят качественные образцы оружия, что должно быть замечено людьми, отвечающими за подготовку и проведение локальных миротворческих миссий и полицейских операций, но война — это о другом.
От идеи пролетарского интернационализма отказались, стратегического равновесия с НАТО достигли. Обгонять на порядок — дорого и нет смысла, а дальше все зависит от выучки воинов, воли к победе общества и политической воли начальства.
Не зря американцы называют Россию врагом № 1 не за то, что собирается на них напасть, а за то, что способна ответить неприемлемым ущербом, что позволяет проводить малозатратные операции по принуждению к миру в зоне своих национальных интересов без внешнего вмешательства.
Промежуточные итоги
Прекращение кровопролития — нужное и полезное дело. Важно сохранить роль арбитра — мухлевать будут все стороны и понадобится терпение.
В краткосрочной перспективе контроль над Арцахом не добавляет России ни благополучия, ни безопасности, а расходы пошли.
В случае отказа сторон конфликта от глупостей, приближавших войну, начнется развитие транспортных коридоров между Нахичеванью и Баку, Ереваном и Москвой.
Присутствие Москвы успокоит Иран. Оживление торговли с Арменией и Азербайджаном компенсирует расходы на Карабах, а рост сотрудничества с Ираном, выход из Каспия в Индийский океан усилят и благосостояние и безопасность России значительно и надолго.
Знаю, что ДНР и ЛНР устали, но готовятся к бандеровскому прыжку.
Потерпите, братья. По-моему, клиент созрел, а дальше — свобода или смерть.
Вам ли не знать. Помните, что армяне ищут повод отомстить. Думаю, что будут благодарны, если примите два-три добровольческих батальона и предоставите им возможность отомстить азербайджанским и турецким союзникам под Мариуполем.