Штраф до трёх миллионов рублей, блокировка или замедление трафика. Такое наказание может грозить иностранным соцсетям и интернет-платформам за ограничение доступа к российским СМИ. Соответствующий законопроект внесён в Государственную Думу.
Зарубежные платформы в последнее время ведут себя по-хамски, цензурируя информационное пространство: не показывают в поисковой выдаче аккаунты российских агентств, газет и телекомпаний, ограничивают распространение публикаций, удаляют материалы, а то и вовсе блокируют неугодные аккаунты. Так произошло и с нашим каналом-миллионником на Ютубе. В июле текущего года зрители его просто не обнаружили. Вместо привычных программ – чёрная заглушка. Миллионная аудитория «Первого русского», по сути, оказалась отрезана от правды, которую мы не боялись и не боимся говорить в эфире.
Я не вижу ничего такого оскорбительного, экстремистского в высказываниях телеканала Царьград, – заявил заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин. – Очень много рассказывается о коррупционных составляющих, о баснословных доходах представителей российского бизнеса, которые имеют недвижимость за границей, яхты, виллы и хранят свои деньги за рубежом. Я думаю, что их зарубежным партнёрам и покровителям неинтересно, чтобы вскрывались все эти схемы вывода денежных средств за рубеж. Сегодня на федеральных каналах мы таких вещей не услышим – тех, которые озвучиваются на телеканале Царьград.
Такие крупные площадки, как Facebook и YouTube, считают себя вправе решать за граждан России – что им смотреть и читать, а что не надо.
Удивительно, что с теми, кто является рупором Запада, такое не случается. В России спокойно работают «Голос Америки», «Эхо Москвы», телеканал «Дождь» – никаких проблем. А патриотично настроенные каналы американские гиганты YouTube и Facebook блокируют – такой контент российской аудитории не нужен. При этом ни для кого не секрет, что модераторы русскоязычного сегмента соцсети Facebook – украинцы. В российских социальных сетях можно найти снимки, на которых сотрудники американского интернет-гиганта с украинским происхождением держат большой жёлто-синий флаг, а также плакаты с украинскими лозунгами.
Я хочу, чтобы мы твёрдо стояли на своих, образно говоря, цифровых ногах, а не побирались крошками со стола этих бар, – отметил первый зампред комиссии по СМИ Общественной палаты России, президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич. – Тем более, что это ноунеймы – люди без лица. Непонятные модераторы. И эти люди решают за нас, что мы будем смотреть, слушать, какую информацию потреблять. И они пытаются управлять этим миром. Никто из нас не защищён перед всевластием вот таких цифровых монстров.
Блокировка канала-миллионника «Первого русского» стала первым громким прецедентом, который наносит удар как по сегменту российских СМИ, так и в целом по нашему государственному суверенитету. За те месяцы, пока мы судимся с корпорацией Google и пытаемся вернуть свой информационный ресурс, мы услышали множество слов поддержки, а теперь она обрела форму законопроекта. Он был внесён группой семи депутатов от разных фракций и предполагает достаточно жёсткие карательные меры для интернет-ресурсов, которые ограничивают доступ к российским СМИ. В пояснительной записке говорится следующее:
Проект федерального закона разработан в целях гарантии прав граждан на свободный поиск, доступ и распространение информации. Актуальность принятия законопроекта обусловлена многочисленными фактами необоснованного ограничения доступа граждан России к информации российских СМИ со стороны отдельных интернет-ресурсов, в том числе зарегистрированных за пределами России.
Один из разработчиков законопроекта, депутат Государственной Думы Александр Хинштейн в интервью «Первому русскому» назвал блокировку неугодной информации западными интернет-ресурсами «цензурой чистой воды». По мнению парламентария, России просто необходим инструмент для защиты конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, её сбору и распространению.
Если тот или иной контент, конкретный фильм, конкретная страница в социальной сети блокируется по объективным причинам, – например, за пропаганду насилия, разжигание межнациональной розни, порнографию, тогда мы это приветствуем, – заявил Александр Хинштейн. – Но когда удаляется контент сугубо по политическим мотивам, когда нет претензий к содержанию, а есть претензии к тому, что «нам так не нравится», на эту цензуру Россия, конечно же, должна отвечать адекватно.
Внесённый законопроект наделяет Генерального прокурора правом признавать тот или иной ресурс причастным к нарушению прав и свобод граждан России, а Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций правом требовать от таких ресурсов устранения нарушений. Роскомнадзор отреагировал на внесение в Госдуму законопроекта. Комментарий ведомство опубликовало в своём официальном Telegram-канале:
Российское право не может и не должно подменяться на территории страны правилами интернет-компаний. Правила интернет-компаний, предоставляющих нашим гражданам те или иные сервисы в интернете, равно как и сама их деятельность, должны быть приведены этими компаниями в полное соответствие с российским законодательством. При выявлении ограничения доступа к информации российских СМИ владельцы иностранного интернет-ресурса будут признаны нарушителем. На основании такого решения интернет-ресурс вносится в реестр нарушителей, а владельцу направляется уведомление с требованием прекратить нарушения.
Отказ в устранении нарушений грозит интернет-ресурсу замедлением трафика на территории России, блокировкой или штрафом до трёх миллионов рублей. В настоящее время законопроект зарегистрирован и направлен председателю Государственной Думы.