Первую часть материала читайте здесь.
Еще один аспект аренды
Возвратимся к идее арендовать ледокол или ледоколы. Арендная договоренность часто ограничивает то, как судно может быть использовано по условиям аренды, что тоже не очень устраивает БОХР США. В 2017 году исследование Национальных академий науки, техники и медицины, санкционированное Конгрессом годом ранее, пришло к выводу, что лизинг ледоколов не был жизнеспособным путем для Береговой охраны.
Фрахтование (операционная аренда) не является жизнеспособным вариантом, отмечается в исследовании. Покупка тоже достаточно затруднена. Доступность полярных ледоколов на открытом рынке крайне ограничена. (Комитету известно о продаже с 2010 года только одного более-менее крупного ледокола.) Американский опыт фрахтования полярного ледокола для миссии пополнения запасов антарктической экспедиции был проблематичным в двух предыдущих попытках чартера (со Швецией и Россией).
В своем собственном исследовании воздействия Береговой охраны на окружающую среду в 2019 году для программы Polar Security Cutter (ледокол Береговой охраны) служба пришла к выводу, что не было никаких судов, доступных для аренды, которые “в значительной степени удовлетворяли бы” оперативным требованиям для ее ледокольных потребностей.
Кроме того, любая аренда должна быть такой, чтобы Береговая охрана обеспечивала укомплектование, обучение и оснащение судна, принимая на себя все расходы при одновременной оплате привилегии иметь его, что делает такую договоренность финансово сомнительной перспективой.
Ищем поводы
Сенатор-республиканец от штата Аляска Дэн Салливан, энергичный лоббист сенатского комитета по делам ВС США для направления большего количества ресурсов в Арктику, сказал, что меморандум «добавит веса» продолжающимся усилиям по наращиванию присутствия Америки в Арктике. «Наши противники значительно опережают Соединенные Штаты, когда речь заходит об арктической инфраструктуре», — говорится в заявлении Салливана.
.
Хотя докладная записка президента, по-видимому, застала региональных наблюдателей врасплох, ее содержание соответствует риторике администрации в отношении региона, сказал Эрик Браттберг, директор Европейской программы в Фонде Карнеги. «Администрация Трампа в последние годы проявляет все больший интерес к арктическим вопросам, что обусловлено, в частности, растущим присутствием Китая в регионе», — сказал Браттберг.
«Растущее» китайское присутствие выражается в наличии у КНР аж целых двух исследовательских ледокольных судов, и это не более чем повод.
Главный раздражитель — Россия
Но лучший повод — это, конечно, Россия. РФ, в частности, ясно дала понять международному сообществу, что у нее в Арктике есть основные экономические интересы, и она будет их отстаивать, даже строя ледоколы с крылатыми ракетами и прочим вооружением и строя военные базы, перекрывающие и воздушное пространство своими ЗРК, ЗРС и базирующейся там авиацией, и дальнобойными береговыми ПКРК со сверхзвуковыми и в скором времени гиперзвуковыми тяжелыми ПКР. Страна, имеющая 7000 морских миль арктического побережья, рассматривает регион как ключ к своему долгосрочному экономическому успеху. Президент Владимир Путин в 2017 году оценил минерально-сырьевую базу региона в 30 трлн. долл. Ну разве в США могут стерпеть такое? Ведь над их личными ресурсами какая-то другая сверхдержава находится!
На февральском слушании в подкомитете Конгресса по транспорту и безопасности на море заместитель помощника Госдепартамента США по европейским и евразийским делам Майкл Мерфи заявил, что военное наращивание России в Арктике угрожает северному флангу Соединенных Штатов и НАТО. Хотя Россия сотрудничает в области ликвидации разливов нефти и поисково-спасательных операций, США с подозрением относятся к действиям страны, особенно в создании арктической базы и установке береговых ракетных батарей, радаров раннего предупреждения и средств ПВО, говорится в показаниях Мерфи.
«Наращивание российской военной мощи в Арктике имеет последствия и за ее пределами», — сказал он.
«Короче говоря, северный фланг НАТО должен еще раз привлечь внимание Соединенных Штатов и их союзников», — добавил он.
Аналогично своим опасениям за свободу судоходства в Южно-Китайском море, ставшем горячей точкой в китайско-американских отношениях, США ставят под сомнение попытки России заставить грузоотправителей использовать российских лоцманов и оплачивать использование Северного морского пути, проходящего через исключительную экономическую зону России. Россия вложила значительные средства в ледоколы, чтобы сохранить Северный морской путь открытым как можно дольше каждый год, и поэтому страна рассматривает его как что-то вроде платной дороги.
«Ограничения России на свободу судоходства по Северному морскому пути не соответствуют международному праву», — сказал Мерфи. О том, что Севморпуть практически весь проходит либо в исключительной экономической зоне России, либо в территориальных или прилежащих водах, и Россия имеет на это на все полное право, да еще и несет ответственность и расходы на содержание СМП, Мерфи, конечно, забыл упомянуть.
В общем, беспокоятся они, понимаешь ли, за наш Севморпуть. И чем больше там будет товарогрузооборот (а он растет как на дрожжах и намного перекрывает советские пиковые показатели уже не первый год), чем сильнее он будет укреплен, тем больше будет беспокойство. Важно укреплять еще лучше, чтобы беспокойство не перерастало стадии кусания локтей от зависти. А что до постройки американцами ледоколов, то пусть, конечно, строят или покупают. В Арктике работы всем хватит, особенно если не лезть, куда не просили.