США пока отстают от России
В настоящий момент общепризнанным лидером в сфере разработок гиперзвукового оружия является Россия. Даже сами американские эксперты признают, что США пока отстают от России в области гиперзвукового оружия. Например, Россия уже разработала гиперзвуковую ракету «Авангард», которая, по утверждению президента РФ Владимира Путина, способна прорвать новейшие системы противоракетной обороны. Гиперзвуковая ракета идет со скоростью более 20 Махов и способна достичь любой точки планеты.
Что касается США, то пока американцы таким оружием не располагают. Однако его разработка ведется усиленными темпами. Сначала Дональд Трамп заявлял о "супер-оружии, которое может летать в 17 раз быстрее всех имеющихся ракет". Затем стало известно о тестировании прототипа сверхбыстрой ракеты в марте 2020 года. Аналогичную работу над гиперзвуковым оружием ведет и Китай, который также рассчитывает обзавестись собственными сверхбыстрыми ракетами.
Политическая почва для создания и постановки на вооружение гиперзвуковых ракет созрела уже давно: один за другим расторгаются договоры, заключенные в прошлом, в разгар «разоружения», а значит, убираются и формальные преграды для новой гонки вооружений.
Каждая из стран – участниц гонки понимает: отсутствие у нее гиперзвукового оружия делает ее максимально уязвимой для потенциальных противников. Поэтому не только США, Россия и Китай, но и та же Франция подключается к созданию гиперзвукового оружия. В то же время, говорить о том, что все перечисленные страны действительно серьезно продвинулись в плане создания гиперзвукового оружия, по мнению некоторых экспертов не стоит.
Такой точки зрения, в частности, придерживается французский военный эксперт Эммануэль Мэтр (Emmanuelle Maitre) из Фонда стратегических исследований. По мнению Мэтра, гиперзвуковые ракеты лишь уменьшают время, достаточное для нанесения удара: в случае традиционных баллистических ракет речь идет о 30 минутах, а в случае гиперзвуковых ракет – о 10 минутах.
Как собираются использовать гиперзвуковые ракеты РФ, США и КНР
Кроме того, существует и принципиальное отличие в подходе к использованию гиперзвукового оружия. Россия рассматривает гиперзвуковые ракеты с ядерным зарядом как надежный компонент сдерживания, показывая, что в случае начала войны с ней она нанесет удар такими ракетами, способными прорвать любую систему противоракетной обороны.
Примерно такой же подход мы видим и у США, только в Пентагоне думают над тем, как с помощью гиперзвуковых ракет пробить российскую систему противовоздушной и противоракетной обороны. Располагая информацией о том, что российская система ПВО является крайне эффективной и хорошо организованной, американское военное ведомство делает ставку на гиперзвуковые ракеты, скорость которых просто не позволит российской противовоздушной и противоракетной обороне оперативно отреагировать.
Естественно, о каком-либо контроле за вооружениями в данном случае речь не идет, так как американская и российская стороны заинтересованы в том, чтобы гиперзвуковое оружие постоянно совершенствовалось, являя идеальное средство заставить противника подумать над последствиями начала войны. Более того, американский генерал Нил Тёргуд утверждает: программа разработки гиперзвукового оружия должна быть максимально агрессивной, иначе не удастся достойно ответить России и Китаю.
У китайского военного ведомства другая позиция: в Поднебесной задумываются о возможности применения сверхбыстрых ракет в локальных войнах в Юго-Восточной Азии, например – в случае вероятного конфликта в Южно-Китайском море. С помощью гиперзвуковых ракет китайские военные рассчитывают топить американские авианосцы, если они начнут какие-либо агрессивные действия против КНР. То есть, в Пекине вполне допускают вероятность использования гиперзвукового оружия не только в глобальной войне, но и в локальных вооруженных конфликтах.
Впрочем, как пишет автор французского издания Le Figaro Николя Баротт, в конечном итоге эффективность применения гиперзвукового оружия все равно будет определяться качеством разведки и целенаведения. Поэтому столь большое внимание великие державы уделяют развитию новейших систем управления, в том числе и перспективным исследованиям в области искусственного интеллекта.