В Министерстве финансов только приступили к обсуждению инициатив по повышению поступлений в федеральный бюджет, а бывший министр, ныне возглавляющий Счётную палату РФ, Алексей Кудрин эти инициативы уже раскритиковал.
Не зря говорится, что не место красит человека, но менять его оно всё же способно. Когда-то, занимая не самые высокие, но и не самые последние посты в финансовом ведомстве, Кудрин приложил свои знания и руки к созданию Налогового кодекса, с которым вот уже не первый десяток лет живёт постреформенная Россия.
Будучи министром, Алексей Леонидович неизменно держался курса на беспрекословное соблюдение правил игры, принятых на годы вперёд. Практически только ради «правил» он не возражал, а нередко инициировал так называемую стерилизацию избыточной денежной массы.
Ради снижения инфляции такое можно принять, но только при условии, если население от этого не беднеет. А оно, увы, беднело и продолжает беднеть, в то время как незначительная, трёхпроцентная прослойка самых богатых продолжает богатеть – даже при разгулявшемся Covid-19.
Однако уже в главном контрольном ведомстве страны – Счётной палате при Кудрине сложилась практика отвергать любые попытки наши налоговые правила всерьёз изменить.
Ровно год назад из Счётной палаты раскритиковали не самое существенное повышение налоговой нагрузки, напрямую связанное с пандемией. В июле 2020 Алексей Кудрин резко негативно отозвался об идее ввести налог на доходы с банковских вкладов, превышающих миллион рублей.
Оговорку о том, что такие доходы связаны со ставкой, равной ключевой ставке Центробанка, тогда никто даже не заметил. Налог ввели, а вскоре и ставку в Банке России стали повышать, и это после того, как много лет бились за её снижение.
Кудрину тогда не понравилась и отмена льготных ставок на дивиденды и проценты, которые российские компании выплачивали в другие юрисдикции. По его словам, тогдашние перемены «снижали стимулы к сбережениям, ухудшали отношения с другими странами и инвестиционный климат».
Фото: duma.gov.ru
При этом председатель СП РФ достаточно спокойно воспринял идею повышения НДФЛ (налога на доходы физических лиц) для тех, у кого месячная зарплата больше пяти миллионов рублей.
Но нынешние идеи, которые обсуждаются в Минфине, он, вообще, считает в лучшем случае исчерпавшими себя, а в худшем – «бессмысленными».
Акциз подкрался незаметно
В Минфине сам факт новой дискуссии по налоговой теме изящно назвали «стандартным этапом бюджетного процесса». Вообще, уверенности нашего финансового ведомства можно просто позавидовать – там буквально на ровном месте рассчитывают на прибавку в сборах сразу на 400 миллиардов.
В СМИ уже прозвучала именно такая сумма на ближайшие три года. Но при этом никто в Минфине даже не думает растолковать, что это – ежегодно. Или всё-таки за все три года в сумме?
Как можно понять из материалов обсуждения, отнюдь не секретного, собрать сотни миллиардов предполагается за счёт повышения акцизов на табак, алкоголь и сахаросодержащие продукты. Водку, как ни странно, пока не тронули. Даже при простом обсуждении.
Нефть и газ дополнительно к тому, что есть сейчас, тоже не нагрузят, что уже никому и не кажется странным. Несмотря на все разговоры о конце углеводородной эры. А вот исключать какие-нибудь манипуляции с акцизом на бензин вряд ли стоит – ситуацию на АЗС, внешне спокойную, предсказывать никто не рискует. Тем более сразу на три года вперёд.
В то, что нефть и газ действительно оставлены за скобками – верится с трудом. Ведь никто даже не скрывает, что корректировка режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли и системы уплаты акцизов практически неизбежна.
Однако в Минфине говорят именно о корректировке режима, а не о простом повышении ставок налогов или акцизов.
Быть может, именно такой «непрямой» подход и не нравится главе Счётной палаты?
В прессе уже прошли сообщения о том, что в том же финансовом ведомстве «рассматривается вариант повышения страховых взносов с зарплат более 122 тысяч рублей в месяц».
В самом Минфине такую информацию поспешили опровергнуть, но, может быть, сам информационный вброс был чем-то вроде пробного шара? А вдруг прокатит?
Сама-то идея повышения страховых взносов отнюдь не нова – с ней уже не раз выходила на думские заседания фракция ЛДПР.
Кодекс – не догма
Среди прочих напастей, которые принесла с собой пандемия, повышение налогов и сборов – едва ли не самая ожидаемая. До бесконечности спасать обнищавшую публику и бизнес уже не в силах и самые богатые страны мира. Что уж говорить о тех, кто к таковым не относится.
Россия – страна не самая бедная, по ресурсам, вообще, едва ли не самая богатая, да и по числу очень богатых людей мало кому уступает. А вот у населения и предпринимателей, которые не записаны в отечественную бизнес-элиту, со средствами сейчас практически полный швах.
Тем более что РФ – одно из немногих государств, где прямыми денежными вливаниями от последствий локдауна и прочих ограничений не спасали почти никого. Почти только потому, что особо избранным кое-что всё-таки перепало.
В очередной раз, потому как они – структурообразующие и на них вся страна то ли держится, то ли опирается. Завидовать, впрочем, по этому поводу, особо нечему, у нас если уж по-настоящему всё плохо, то обязательно всем.
По-настоящему плохо, с этим вряд ли кто станет спорить, до сих пор не наступало. Вот если только федеральный бюджет с каждым месяцем недосчитывается доходов. Сводить его в скором времени вообще планировалось с дефицитом, что и стало причиной новых инициатив по повышению разного рода сборов.
Первым делом в таких случаях всегда вспоминают о тех, с кого легче что-то взять, и конкретно – о том, что проще всего взять. В советское время это почти всегда были акцизы – на спиртное и предметы роскоши. И сейчас история, кажется, может повториться.
Как обычно, на иной стезе и уже не в виде трагедии (это же трагедия: 3 рубля 62 копейки после «двух рублей восьмидесяти семи копеек»), а как фарс. Ну а доковидные обещания не поднимать налоги как минимум шесть лет, а это – точно до следующих президентских выборов, как видим, благополучно забыты.
Но повод-то самый что ни на есть уважительный – пандемия, третья волна которой, несмотря на вакцинацию, дистанции, маски, перчатки и все иные ограничительные меры, оказывается похуже первых двух.