Одним из направлений развития РККА в тридцатые годы являлось совершенствование медицинской службы, в т.ч. создание новых образцов техники для нее. К концу десятилетия появилась идея бронированной медицинской машины (БММ) – специального броневика, способного эвакуировать раненых непосредственно с поля боя. Опытная машина этого типа получила обозначение БА-22.
Мото-медицинский пункт
В 1938 г. (по другим данным, в 1937-м) санитарное управление РККА выступило с инициативой о создании специального санитарно-транспортного броневика для вывоза раненых с переднего края в условиях интенсивного обстрела. Автобронетанковое управление согласилось с предложением и запустило новый проект. Разработку БММ поручили Заводу дробильно-размольного оборудования в г. Выкса – это предприятие уже имело опыт создания броневиков разного назначения, хотя далеко не все его разработки были удачными.К середине 1938 г. Завод ДРО подготовил проект БММ на базе существующего автомобильного шасси. Затем началось строительство, и в сентябре заказчику представили готовый «бронированный мото-медицинский пункт для мехчастей» БА-22.Осенью и зимой в Выксе прошли заводские испытания с доводкой конструкции. Затем машину передали АБТУ РККА для проверки на Научно-исследовательском бронетанковом полигоне. Этот этап испытаний стартовал 15 мая 1939 г. и завершился 23 июня. По его результатам был подготовлен отчет – с перечислением различных недостатков конструкции.
На серийном шасси
Основой для БА-22 стало шасси грузовика ГАЗ-ААА, уже использовавшееся при строительстве легкой бронетехники. Шасси рамной конструкции имело переднемоторную компоновку и колесную формулу 6х4. Поверх него предлагалось монтировать броневой корпус оригинальной конструкции.Опытный БА-22 имел бензиновый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л.с. В серии предлагалось использовать более мощный 50-сильный М-1. Емкость топливных баков – 109 л. С двигателем соединялась штатная механическая трансмиссия с 8 передачами переднего хода и 2 заднего. По-прежнему использовалась зависимая подвеска с листовыми рессорами на всех мостах. На двух задних осях могла использоваться гусеничная цепь «Оверолл»; в походном положении она подвешивалась на борту корпуса.Для БА-22 разработали и построили броневой корпус с противопульной и противоосколочной защитой, соответствующий возлагаемым задачам. Его изготовили из 6-мм катаной брони с одинаковым уровнем защиты со всех ракурсов. Часть бронедеталей располагалась под углом к вертикали. В частности, только такую защиту имел обитаемый отсек.Двигатель прикрывался бронекапотом с набором люков для радиатора и для обслуживания – по типу других броневиков такой компоновки. Основная часть корпуса отдавалась под обитаемый отсек с местами для экипажа и раненых. На бортах отсека предусмотрели короба для перевозки имущества, также выполнявшие функции крыльев.Новый броневик должен был перевозить максимальное число сидячих или лежачих больных, что сказалось на конструкции корпуса. Обитаемый отсек отличался значительным поперечным сечением и был почти в полтора раза выше, чем на боевых броневиках. Это дало необходимый объем для размещения носилок, а также позволяло санитару стоять в полный рост.Лобовой лист получил смотровые люки с заслонками для водителя и санитара. Какие-либо лючки, амбразуры и т.д. в бортах отсутствовали. Для большего удобства погрузки и разгрузки вся корма корпуса представляла собой одну большую двустворчатую дверь. Экипажу следовало использовать собственные бортовые двери.
В передней части корпуса имелись два места, водителя и санитара. Все прочее пространство отдавалось раненым. Вдоль стенок корпуса разместили лавки и крепления для носилок. При установке носилок лавки снимались со своих мест. БА-22 мог взять на борт четырех лежачих раненых в два яруса, либо 10 сидячих с полным снаряжением, либо 12 в летнем обмундировании – по 5-6 вдоль бортов.В связи с особым предназначением броневик не имел собственного вооружения и мест для его установки. Также отсутствовали амбразуры для стрельбы из личного оружия. Для внешней связи на борту имелась радиостанция типа 71-ТК-1.Установка оригинального корпуса сказалась на габаритах машины. Длина осталась на уровне базового шасси или броневиков на его основе – 6,1 м. Ширина – менее 2 м. За счет высокого корпуса вертикальный габарит машины достиг 2,9 м. Масса машины с экипажем и 10 ранеными достигала 5,24 т. Максимальная скорость на шоссе превышала 40 км/ч, запас хода – 250 км.
Заключение заказчика
В мае-июне 1939 г. единственный опытный БА-22 прошел испытания на НИБТ полигоне. Броневик преодолел по разным трассам 1179 км. Также машину испытали обстрелом. По результатам тщательного изучения новой разработке дали невысокую оценку. В отчете отмечалось, что эта БММ не соответствует требованиям и не может быть принята на вооружение.Испытатели отметили недостаточно мощный двигатель. ГАЗ-А мощностью 40 л.с. обеспечивал удельную мощность не более 7,7 л.с. на тонну, что серьезно ограничивало подвижность на пересеченной местности и, соответственно, не позволяло решать основные задачи в предполагаемой обстановке.
По целому ряду причин раскритиковали оригинальный бронекорпус. Его назвали слишком высоким и не отвечающим требованиям по маскировке. Машина высотой 2,9 м выделялась на фоне любой местности и привлекала излишнее внимание противника. Толщину и наклоны брони назвали недостаточными – корпус защищал «только от простых пуль». Двери и люки назвали негерметичными.Возникли претензии и к внутреннему оснащению обитаемого отсека. Оно не соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям с точки зрения удобства и чистоты. Это могло затруднять работу или даже угрожать здоровью раненых.По результатам испытаний БА-22 не рекомендовали к принятию на вооружение. Проект закрыли, а готовую машину передали Научно-исследовательскому санитарному институту РККА. На этом ее известная история заканчивается. Вероятно, в НИСИ изучили полученную БММ, сделали выводы и занялись наработкой опыта для создания новой техники санитарно-транспортного назначения.
Развитие направления
БА-22 является первой отечественной бронированной медицинской машиной. Кроме того, этот броневик нередко называют первым советским бронетранспортером. Однако из-за ряда недостатков и несоответствия основным требованиям заказчика «мото-медпункт» БА-22 не смог реализовать свой потенциал в обоих направлениях.Новые попытки создания медицинских бронемашин не предпринимались. В конце тридцатых промышленность и АБТУ РККА были загружены другими проектами с более высоким приоритетом. Развитие концепции БММ приостановилось на долгое время, но санитарное управление не осталось без нужной ему техники.Вскоре после отказа от БА-22 силами тех или иных предприятий были разработаны несколько новых санитарных машин на базе серийных шасси. С точки зрения основных рабочих характеристик они, как минимум, не уступали БА-22, но при этом не имели брони. За исключением возможности работы на переднем крае, они были полноценной и более удачной заменой для неудавшегося броневика.Эта техника самым активным образом использовалась во время Великой Отечественной войны. Вместе с ней для перевозки раненых применялись любые доступные автомобили и гужевой транспорт. Все это позволило своевременно вывезти с поля боя миллионы раненых и обеспечить им необходимую помощь.