У подножия горы
Алексей Кудрин, один из лучших министров финансов в истории современной России (по признанию российских и зарубежным деловых СМИ), никогда не скрывал либеральных взглядов на экономику. Вот и сейчас, уже на посту председателя Счётной палаты РФ, его порой прорывает.
Он по-прежнему убеждён, что доминирование крупных государственных институтов в экономике представляет собой одну из главных угроз нашему финансовому рынку. И это при том, что именно госструктуры, в том числе и жёстко критикуемые отраслевые корпорации, являются на сегодня если не локомотивами, то уж точно якорями отечественной индустрии.
Да, при этом они остаются также и потребителями колоссальных бюджетных ресурсов. Но ведь даже для возведения Крымского моста пришлось перевести сугубо частные строительные структуры на положение, сходное с госкорпорациями.
И уж если главный государственный контролёр и счетовод считает госинституты реальной угрозой экономике, ему неплохо бы напомнить, что присутствие государства едва ли не сильнее всего ощущается как раз в финансовой сфере. Так, в десятке крупнейших банков страны лишь один не имеет крупного госпакета акций.
Интересно, что не меньшей опасностью для нашей финансовой системы Кудрин назвал растущий госдолг США, в очередной раз выдав себя как завзятого либерала. Если это действительно так, то, может быть, нам впору как можно быстрее слезать вовсе не с нефтяной, а с долларовой иглы?
Не изменяя себе, нынешний глава Счетной палаты России по-прежнему отличается великолепной реакцией на события, откликаясь на них по первому зову пишущих и снимающих коллег из сугубо «деловых» СМИ. Как только возникла реальная угроза второго карантина из-за второй волны коронавирусной пандемии, Кудрин дал свой оперативный прогноз относительно перспектив отечественной экономики.
Принципиально, помимо ссылки на то, что в правительственном прогнозе на 2021 год не учтена вторая волна, критика Кудриным расчётов Минэкономразвития почти не отличается от комментариев авторов («Не делайте из кризиса икону»). Впрочем, в наших заметках не было прогнозных процентов, которые есть у Алексея Леонидовича.
Он же считает, что спад ВВП страны в нынешнем году превысит пять процентов против 3,9 в прогнозе Минэкономразвития. Характерно, что это ведомство снизило проценты спада совсем недавно, и как раз с отметки в 5 процентов, причём снизило только с оглядкой на стабилизацию цен на нефть.
Есть вполне определённые, с поправкой на снова растущий Китай, сомнения, что вторая волна пандемии приведёт к действительно сильному падению нефтяных цен. Но вот остатки свободной (можно сказать: либеральной по Кудрину) экономики она убить может.
Потери для малого и среднего бизнеса от ограничений, как считает глава Счетной палаты, могут оказаться более значительными, чем предполагалось ранее. Мягко сказано, особенно с учётом того, что малый бизнес куда больше зависит от благосостояния населения страны, которое уже сейчас явно оставляет желать лучшего.
…Или на краю пропасти
На наш взгляд, вообще очень примечателен сам факт навязчивых совпадений в цифрах у Счётной палаты и Минэкономразвития. Тем более что Кудрин ничуть не опровергает расчёты этого ведомства, хотя, как видим, и не разделает оптимизма министра Максима Решетникова.
Впрочем, на 2022-2023 годы Кудрин тоже обещает российской экономике рост, хотя и небольшой — максимум на 2,5 процента. А вот с 2021 годом у главы СП РФ, как и у многих других чиновников, ясности, как видно, нет. Кудрин даже проговаривается, что и год спустя спад в экономике может продолжиться, и 2021 год также принесет стране большие сложности.
Тем самым вожделенным трём процентам роста из правительственного прогноза, по мнению председателя счётной палаты РФ, опять же может помешать вторая волна коронавируса. Мы со своей стороны добавим, что ещё больше может помешать неизбежное в случае новой серии жёстких ограничений падение потребительского (читай: эффективного, по Дж. М. Кейнсу) спроса. О его незначительности, даже «мизерности» в России любит регулярно напоминать член-корреспондент и главный эксперт РАН Руслан Гринберг, многие годы возглавляющий Институт экономики.
Он первым из авторитетных аналитиков прокомментировал последние выступления Кудрина. Тому ведь, судя по всему, выпала нелёгкая задача подстелить соломки накануне обнародования куда менее оптимистичных, чем всего три недели назад, сценариев развития отечественной экономики.
Руслан Гринберг первым делом обратил внимание на замечание Кудрина, отметив, что падение российской экономики оказалось не таким серьёзным, как в других странах. По этому поводу никакого оптимизма у академика нет и в помине. Падать всерьёз было просто некуда.
Причины не столь значительного спада Кудрин видит в более низкой доле малого и среднего бизнеса, сектора услуг и туризма и одновременно высокой доле добывающих и перерабатывающих предприятий. Эти факторы повлияли на то, что кризис в России оказался мягче, добавил Кудрин.
Руслан Гринберг, напротив, именно эти факторы считает главными проблемами для отечественной экономики. Имея хорошую прокладку между крупным бизнесом и потребителями в виде малого и среднего предпринимательства, наша экономика могла бы как обрести дополнительную устойчивость, не сомневается уважаемый член-корреспондент РАН.
Однако и малый бизнес имел бы куда лучшие шансы на выживание, если бы в России не продолжал нарастать процесс обнищания граждан, отметил Руслан Гринберг. Он обратил внимание, что в ближайшее время доходы россиян продолжат падать вне зависимости от уровня ВВП, и власти пока не в силах исправить ситуацию.
— напомнил главный эксперт РАН.
Надеяться на улучшение ситуации пока не стоит, отметил экономист.
— заключил Гринберг.