Под обтекаемой формулировкой «изменения безопасности в Европе» оружейники подразумевают милитаризацию производственных мощностей. Не избежали этой участи и достаточно мирные финны, которые уже без пяти минут как в составе НАТО. Дивиденды от сложившейся ситуации готов получать, в частности, небольшой, но гордый автопроизводитель Sisu. Недавно менеджмент компании объявил, что намерен уделить особое внимание военному ассортименту. Надо понимать, милитаризация проходит буквально под боком России, поэтому нелишним будет напомнить, какой потенциал у неприметного финского производителя.
Изменение безопасности в Европе
Несколько слов об истории Sisu, чье имя переводится c финского как «воля, упорство». 1 апреля 2022 года компания отметила 91-й день рождения. Основной профиль работы на протяжении всей истории – это постройка автобусов, тягачей, локомотивов, лесовозов, самосвалов и автомобильных мостов собственной конструкции. Фирма Sisu типично северная, а значит – техника отличается особенной прочностью. Полноприводные многоосные схемы, сверхпрочные рамы из легированной стали, подогревы всего и вся – это стало визитной карточкой финской марки. Как и индивидуальный подход к каждому заказу – по большому счету компанию можно назвать ателье эксклюзивного пошива. К слову, Sisu до сих пор работает в России и, похоже, не собирается уходить – наш рынок очень важен для финнов.
Важен Sisu и для финской армии. Во многом именно этот производитель обеспечивал технологический суверенитет военных. Начнем с гусеничной техники. Подразделение Sisu Nasu или Nauha-Sisu с 1985 года специализируется на сборке сочлененных гусеничных транспортеров серии HA-110 и HA-120. Финны на этой платформе, в зависимости от исполнения, монтируют 120-мм миномет, ПТУР BGM-71 TOW, 12,7-мм пулемет НСВ, санитарные и бронированные модули. На борт транспортер может брать до 16 пассажиров, разгоняться на суше до 65 км/ч, а на воде – до 6 км/ч. В движение HA-110 приводит американский дизель GM V-8 мощностью 154 л. с. В общей сложности Sisu собрал более 500 сочлененных транспортеров, в том числе и для экспорта во Францию, Индию, Турцию, Мексику и Китай.
Но, если серию гусеничных HA-110 можно назвать техникой двойного назначения, то колесный Pasi (Sisu Pasi) ХА-180 – это типичный бронетранспортер. И, пожалуй, один из наиболее воюющих образцов финской бронетехники. Несмотря на то, что Хельсинки до последнего времени хранил внеблоковый статус, Силы обороны Финляндии активно участвовали во многих военных и миротворческих операциях ООН и НАТО. ХА-180 – это типичный одноклассник российского БТР-80 и немецкого Fuchs. Появился в 1983 году и стал заменой для устаревшего советского БТР-60. Первоначально в конкурсе участвовал, кроме Sisu, финский производитель тракторов Valmet. В итоге выиграла трехосная машина от Sisu, но с 236-сильным дизелем Valmet. Плавающий БТР в базовой комплектации совсем беззубый – из вооружения только 12,7-мм Browning на незащищенной турели. Машина в различных вариантах эксплуатируется армиями Финляндии, Эстонии, Голландии, Норвегии и Швеции. Броня слабая, не держит 12,7-мм пулю даже в лобовой проекции, но есть исполнение XA-200, выдерживающее калибр 14,5-мм. Плавать последняя модификация уже не умеет – масса превышает 20 тонн. Финальный БТР Pasi был передан военным в 2005 году. Сейчас все бронетранспортеры постепенно замещаются современными и гораздо более тяжелыми машинами Patria AMV. Sisu к этой машине не имеет никакого отношения.
Sisu на военной службе
Небезынтересно выглядит машина разминирования Sisu RA – 140 DS Raisu. В отличие от одноклассников, у инженерного грузовика узел разминирования расположен не спереди, а сзади. Для большей сохранности экипажа вал с вращающимися 82 стальными молотками на цепях работает только при включенной передаче заднего хода. От взрывной волны и осколков саперов защищает массивный «бульдозерный отвал» и бронированная кабина. 15-тонную Raisu приводит в движение немецкий 190-сильный дизель Deutz с воздушным охлаждением. Это достаточно редкая машина – с 1994 по 2001 года собран 41 экземпляр для армии Дании и Финляндии.
Но визитной карточкой «Sisu в погонах», конечно, являются военные грузовики. Одним из первых стал забавный Sisu KB-45, появившийся в легкой пехоте Финляндии в 1965 году. Внешне – это типичный одноклассник советского ГАЗ-66, только с более совершенными британским дизелем Leyland мощностью 135 л. с. Грузоподъемность на тяжелых грунтах составляла 2 тонны, на твердом покрытии – до 4 тонн. Компании Sisu за неимением собственных, пришлось заимствовать мосты у британской фирмы Kirkstall. Инженеры предусмотрели скручивающуюся раму, что обеспечивает KB-45 высокую проходимость на неровностях. Обратите внимание, что практически вся колесная техника Susi для армии комплектуется набором цепей противоскольжения, которые изрядно помогают и в глубоком снегу. Такова специфика суровых условий эксплуатации.
Преемником KB-45 в 1970 году стала пара А-45 и АН-45, сохранившая концепцию легкого двухосного внедорожника. Дизели Leyland у грузовичка, в зависимости от исполнения, мощностью от 145 до 150 л. с., а грузоподъемность увеличена до 4 150 кг. Кабина, в отличие от Газ-66, не размещена на моторе, а несколько отодвинута вперед. Это позволило улучшить распределение веса по осям и разместить в кабине водителя с двумя пассажирами. Вариант AH-45 оснащается гидросистемой, приводящей колеса активного прицепа. Прицепы могут быть как одно-, так и двухосными. На моделях A-45 и АН-45 Sisu поставили уже мосты собственной конструкции.
Гораздо более технически совершенным оказался следующий армейский грузовик – двухосный SA-150 образца 1982 года. Его можно назвать почти 100-процентным финном. Мотор здесь от Valmet – 203 л. с., мосты и скручивающая рама от Sisu, и только 6-ступенчатая коробка передач из Германии от ZF. На борт грузовик может брать до 26 бойцов или 6,4 тонны груза. SA-150 – это грузовик, максимально адаптированный под стандарты НАТО. Например, размерность шин у него по натовскому «госту» 14.00-20. Помимо перевозки пехоты, машина предназначается для буксировки артиллерийских орудий. Индекс в наименовании военных грузовиков Sisu обозначает мощность мотора в киловаттах. Например, трехосный SA-240 оснащается 326-сильным дизелем Cummins и гидромеханической КПП ZF. Это настоящий аналог российского КамАЗа-4310, позволяющий взять на борт до 9,2 тонны груза и буксировать самые тяжелые артиллерийские системы Сил обороны Финляндии. Выпускали грузовик с 1984 по 1991 года.
Современные военные Sisu начинаются с легкого двухосного MAN-Sisu или, если официально, Sisu A2045 HMTV (High mobility terrain vehicle). Здесь финны отступили от своего технического суверенитета и продали армии более 200 грузовиков на агрегатах немецкого MAN. От Sisu тут только кабина, рама и кузов, рассчитанный на 12 пехотинцев. Впервые показан публике в 2008 году. В классе тяжелых трехосных грузовиков у Sisu представлен 6х6 High Mobility Terrain Vehicle (HMTV) полной массой под 26 тонн и грузоподъемностью 15 тонн. С ним унифицированы массивные машины серии ETP 8х8 и 10х10 c моторами Caterpillar и мостами собственной разработки. Грузоподъемность варьируется от 20 до 25 тонн.
Версия Sisu E13TP 8x8 уже напрямую адаптируется под требования НАТО – как пишут разработчики, машина отличается невысоким силуэтом и помещается в трюм американского транспортного Hercules C-130. Со стандартным грузовым контейнером 1СС высота машины не превышает 4 метров. Отмечается бронирование кабины 4-мм сталью и высокая стойкость к подрыву на минах. Мотор Caterpillar C 13 мощностью 445 л. с., «гидромеханика» Alison 4500 либо родная Sisu Axel. Но настоящим финским монстром можно считать новейший пятиосный мостоукладчик Sisu E15TP 10x10. На горбу этого гиганта размещается 26-метровый мост от немецкого Krauss-Maffei Wegmann (KMW), по которому может проходить техника массой до 70 тонн. Для повышения маневренности 44-тонного грузовика две передние и последняя оси поворотные. Мощность дизеля Сaterpillar C15 составляет 550 л. с., а грузоподъемность платформы – до 25 тонн. В армии Финляндии насчитывается 9 таких машин.
В разгорающейся милитаризации Европы у финнов особые надежды связаны с легким броневиком Sisu GTP, который изначально разрабатывался для армии Латвии еще с 2018 года. Машина проектировалась с V-образным днищем для эффективного рассеивания ударной волны от мины и СВУ. Не остались в стороне Силы обороны Финляндии и заказали пару лет назад 6 GTP для испытания. Пока известно, что мотор у шестиметрового броневика немецкий Mercedes-Benz OM926 в 308 л. с., автоматическая КПП Allison 3500, раздатка ZF VG750, а масса 14 тонн. В шестиметровый MRAP максимально входят 2 члена экипажа и 8 десантников. В конфигурации кузова возможны варианты – пикап с двухрядной кабиной, двухместный пикап, универсал и медицинский модуль.