Ф.М. Достоевский.
Самый главный революционер всея Руси В.И. Ульянов-Ленин так выделял этапы революционных движений в России в XIX веке:
- дворянский,
- разночинский,
- пролетарский.
Надеюсь, у думающих людей, окончивших советскую школу, а тем паче ВУЗ, ленинское определение первого этапа возражений не вызовет. Чистейшая правда, ибо главными мутителями с начала века и до конца 1825-го года были дворяне. Знакомство участников Заграничного похода с политической и общественной жизнью Европы, поклонение таким светилам западной мысли, как Руссо, Вольтер, Монтескье - вот что сподвигло их переквалифицироваться из русских дворян в либералов - западников. А какие имена! Муравьевы-Апостолы и Трубецкой, просто Муравьевы и Долгорукий, Глинка и Пестель. Конечно, одним из признаков либеральной ненависти к государству, как показывает история, является приятие не только заграничных, чуждых русскому духу идей, но и денег. Тут мы вступаем на зыбкий лед догадок и предположений, так как за давностью лет иметь твердые доказательства финансирования, пусть частичного, всех этих Южных, Северных и прочих обществ не представляется возможным. Может, оно и не нужно было, учитывая положение и статус его членов, но координация антиправительственных действий с польскими тайными обществами, которым было обещана независимость Польши и передача ей Литвы, Подолии, Волыни и Малороссии доказана несомненно.
История, преподаваемая в советских школах, рисуя светлый образ борцов с ненавистным царизмом, о большинстве целей этих либералов-декабристов умалчивала. Хотели отменить крепостное право и установить конституционную монархию. По примеру просвещенной Европы. Ну да. Хотели. Только задача наделения крестьян землей при отмене крепости не ставилась. Кроме передачи земель Польше, предлагалось разделить Российскую Империю на 14 (!!!) государств и две отдельных области в составе федерации (знакомо, правда?). Предполагалось распустить регулярную армию, победительницу Наполеона и освободителя Европы, гаранта целостности и безопасности государства и создать "внутреннюю народную" стражу. Конечно, как и среди современных либералов, да и, чего греха таить, среди современных красных, единства среди декабристов - либералов не было. Каждое общество предлагало свою программу, Пестель вообще договорился до республики.
Таким образом, дворяне-либералы-декабристы при планировании восстания и послемятежного мира пеклись прежде всего об интересах себя лично и всего дворянства, вспоминая об интересах нижних классов - крестьян и солдат - только в свете заинтересованности последних для участия в мятеже. Мало того, они сознательно шли на обман малообразованных солдат, только бы заставить их выступить против самодержавия. Так, план Северного союза состоял в том, чтобы внушить гвардии сомнение в отречении царевича Константина и вести первый отказавшийся от присяги полк к другому полку, увлекая постепенно за собой войска, а потом, собрав их вместе, объявить солдатам, будто бы есть завещание почившего императора — убавить срок службы нижним чинам и что надобно требовать, чтобы завещание это было исполнено. И вот так эти герои советских учебников подставили на Сенатской площади подневольных солдат под картечь верных правительству войск, загубив более тысячи двухсот душ. Плюс жертвы среди солдат Черниговского полка, совращенных Южным обществом и также подставленных под картечь.
Поэтому позвольте считать первых практически профессиональных революционеров в России, возвеличенных советской историей и советской, а так же либеральной российской прессой банальными либералами-западниками и первопроходцами на ниве цветных революций.
Конечно, мне можно возразить, что не только дворяне мутили воду выступали против власти в России в период до 1825-го года. Привести пример Болотникова, Разина, Пугачева. Но эти и другие, более мелкие, крестьянские выступления сложно назвать даже подобием революционного мятежа. Да, массовые, да, против бояр, дворян, землевладельцев, но прежде всего стихийные, как у Пугачева и Болотникова, или круто замешанные на обмане, как у Степана Тимофеевича, решившего пощипать зажиточных волжских бояр и купцов, и бросившего примкнувших к нему необученных и неорганизованных крестьян при первой же опасности.
И еще из Достоевского:
Ежели русский скажет вам, что он не любит Родину, не верьте ему, он не русский.