Как бы там ни было, и республиканцы, и демократы понимают, что в будущем предстоит нелегкая военно-техническая конкуренция с КНР, а для этого нужны, прежде всего, новейшие летательные аппараты и передовые авиационные средства поражения.
В последнее время все больше говорят о сразу двух ключевых перспективных проектах: о разработке истребителя шестого поколения и о создании перспективного стратегического бомбардировщика, известного как B-21 Raider. Прежде всего, обсуждение касается вероятных сроков введения данных машин в строй.
Стратегический бомбардировщик
Бомбардировщик B-21, который иногда (нужно полагать, ошибочно) называют «B-3», станет самой громкой премьерой в области боевой авиации в ближайшие годы. Причем речь идет далеко не только о США (USA). Из тройки «стратегов» будущего (куда также входит российский ПАК ДА и китайский Xian H-20) именно он «рискует» первым появиться на свет.
Какой именно будет новая машина доподлинно неизвестно. Имеющиеся материалы говорят в пользу того, что B-21 будет малозаметным дозвуковым самолетом, выполненным по аэродинамической схеме «летающее крыло». Чаще всего его рассматривают как «удешевленный» (а также иногда как «уменьшенный») аналог B-2 Spirit, так как при цене более двух миллиардов долларов за самолет он оказался «неподъемен» даже для США (USA), которые ограничились серией в два десятка таких самолетов.
Когда же можно ожидать явления «Рейдера» (B-21 «Raider»)? Ранее неоднократно фигурировали сведения о форсировании разработки самолета. В прошлом году, выступая на мероприятии, организованном Институтом Митчелла (The Mitchell Institute for Aerospace Studies), заместитель начальника штаба ВВС США генерал-лейтенант Стивен Уилсон (Stephen W. Wilson) заявил о функции «обратного отсчета» на наручных часах, которая показывает момент первого полета Raider. Получилось начало декабря 2021 года.
Впрочем, «чуда» не произошло: пандемия коронавируса и здесь вмешалась в планы. В сентябре издание Janes (US Air Force delays first B-21 flight) со ссылкой на данные ВВС США (the US Air Force, USAF) сообщило, что первый полет B-21 (the Northrop Grumman B-21 Raider) состоится не раньше 2022 года.
Кроме эпидемии есть еще один важный фактор, который также не стоит списывать со счета. Речь идет о сложности программы и связанными с ней техническими рисками. Конечно, никто не имеет такого опыта разработки малозаметных стратегических бомбардировщиков как Northrop Grumman (именно она создает B-21). Однако, как показывает практика, от проблем никто не застрахован.
Что же касается ввода самолета в строй, то фигурирующие в открытых СМИ данные о вводе в строй в середине 2020-х кажутся излишне оптимистичным. Более реальные сроки — конец десятилетия или даже начало 2030-х. Так или иначе, первый летный образец B-21 начали строить еще в 2019-м и, скорее всего, мы увидим самолет в ближайшие несколько лет.
Шестое поколение
Еще более важная программа (вернее, в случае Запада: программы) — это разработка истребителя шестого поколения. Такие комплексы, вероятно, станут основой национальной безопасности будущего, не считая, конечно, ядерной триады.
Примечательно, что до недавнего времени США казались «аутсайдерами» в этом направлении, которые проигрывали не только Великобритании (разрабатывает истребитель Tempest) и условному франко-германскому союзу (ведет разработку Future Combat Air System), но и Китаю.
Все изменилось в сентябре, когда помощник по закупкам министра ВВС США Уилл Ропер (Dr. Will Roper, Assistant Secretary of the Air Force for Acquisition) заявил про испытания демонстратора шестого поколения, разрабатываемого для Военно-воздушных сил (USAF) в рамках программы NGAD (Next Generation Air Dominance). В интервью изданию Defense News он отметил:
Это пространное заявление породило массу вопросов. Обращает внимание на себя другой важный аспект. В 2019 году то же издание Defense News в материале «The US Air Force’s radical plan for a future fighter could field a jet in 5 years» сообщило о подготовке к радикальному изменению закупочной стратегии новых самолетов. Новшество состоит в совместном участии разных компаний, что, согласно представленным данным, должно позволить разработать и произвести новый истребитель в срок до пяти лет (или даже меньше).
Нужно сказать, что, с учетом сложности современной авиатехники, сроки звучат почти фантастично. С другой стороны, не стоит забывать про Китай, который «поставил на крыло» истребитель Chengdu J-20 за предельно короткий по современным меркам период.
— предложил свое виденье помощник по закупкам министра ВВС США Уилл Ропер (Will Roper).
Сложно сказать, кто будет главным подрядчиком. Не так давно в своем финансовом отчете корпорация Lockheed Martin намекнула на то, что она работает над новой авиационной программой: речь с большой долей вероятности идет именно о Next Generation Air Dominance.
Остается добавить, что кроме NGAD американцы работают над еще одной программой в сфере шестого поколения. Она имеет условное обозначение F/A-XX и призвана дать ВМС США (USAF) замену для истребителя четвертого поколения F/A-18E/F Super Hornet примерно в 2030 годах.
Некоторые обозреватели объединяют NGAD и F/A-XX в одну программу, что (насколько можно судить) не верно. Более того, в прошлом году издание Popular Mechanics, сообщило, что перспективный истребитель для ВМС будет создан исключительно для флота, и при его разработке не будут учитывать требования других видов войск. Самолеты могут иметь даже чисто концептуальное различие. Если Next Generation Air Dominance должен непременно уметь действовать в воздушном пространстве противника, то для флотского самолета это не является требованием номер один.
В целом, несмотря на некоторые переносы сроков, связанные с пандемией, совершенно очевидно, что США форсируют ключевые для ВВС программы. Это связано как с непосредственной угрозой со стороны КНР, так и с желанием американского военно-политического руководства обеспечить в будущем лидерство во всем мире.