Оригинал статьи Despite Swedes' Sub Panic, Russia's Baltic Fleet Is Far From Fearsome
Шведы повышают ставки в охоте за российской подводной лодкой
Несмотря на охватившую шведов панику по поводу российской подводной лодки, Балтийский флот не выглядит столь грозным
На шестой кряду день поиска шведскими ВМС мнимой российскую подводной лодки представитель Министерства обороны Швеции заявил во вторник 21 октября, что если ВМС ее обнаружат, то при необходимости принудят к всплытию. Такие данные приводит англоязычная шведская газета «Локал» (The Local).
Заявление о том, что Швеция готова использовать глубинные бомбы, чтобы заставить таинственную подводную лодку всплыть, знаменует существенное усиление риторики шведских должностных лиц. Ведь изначально, вся операция рассматривалась как поисково-спасательная, направленная на оказание помощи кораблю, который, возможно, терпит бедствие.
Тем временем, шведов, похоже, охватила массовая паника. По сообщениям газеты «Дагенс Нюхетер» (Dagens Nyheter), более ста свидетелей подозрительной подлодки были опрошены шведскими властями за последние несколько дней. Россия, со своей стороны, отрицает, что на какой-либо из ее подводных лодок имела место нештатная ситуация.
Однако сама возможность вторжения нарушителя в территориальные воды Швеции по горячим следам учений НАТО на Балтике не представляется чем-то из ряда вон выходящим. В последние годы Россия регулярно провоцировала развитые в военном отношении государства Запада, чтобы проверить их на «слабо». По мнению аналитиков, это свидетельствует о том, что Россия и впредь продолжит повышать градус антагонизма в отношениях с Западом.
В то же время опасения Швеции могут быть преувеличенными – российский Балтийский флот вряд ли можно назвать военным приоритетом для Москвы, а некоторые эксперты утверждают, что шведы сами устроили этот спектакль в знак ухудшения дипломатических отношений.
Возрождающаяся угроза
Хотя некоторые издеваются над поисковой операцией шведов, называя панические настроения времен «холодной войны» не более, чем заблуждениями, эта охота за лодкой вписывается в логику более ярких провокаций Москвы.
Российские ВВС за последние несколько лет открыто отрабатывали удары по Стокгольму, нарушали воздушное пространство Швеции и опасно маневрировали в непосредственной близости от шведского разведывательного самолета, пролетев всего в 10 метрах от его крыла.
Повышенная активность России на море и в воздухе является, скорее, правилом, нежели исключением. Государства, граничащие с Россией и имеющие с ней конфликт интересов, отмечают увеличение количества нарушений их воздушного пространства и пролетов вдоль границы.
В последние годы интенсивность «патрулирования» российскими самолетами и приграничных территорий планомерно нарастала. Эта является отражением более уверенной и напористой позиции России, которой удалось укрепиться за минувшее десятилетие», - заявил газете «Москоу Таймс» (The Moscow Times) доктор Нил Мелвин (Neil Melvin) из Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm Peace Research Institute).
Например, только за истекший месяц имел место инцидент с финским исследовательским судном, которое «покошмарили» российские корабли, а с эстонского пограничного пропускного пункта был похищен офицер разведки.
В том же месяце, но уже за пределами балтийского региона, ВВС США и Канады поднимали свои истребители для перехвата шестерки российских МиГ-31 у побережья Аляски.
А в начале сентября, два российских стратегических бомбардировщика Ту-95, по данным СМИ, отрабатывали в Северной Атлантике нанесение ядерных ударов крылатыми ракетами по территории США.
«Я полагаю, что это некий сигнал со стороны России к тому, чтобы ее воспринимали всерьез, и российские власти тем самым дают понять, что устали от того, что с ними не считаются, или, по крайней мере, не считаются с опасениями России в вопросах национальной безопасности», -говорит доктор Дмитрий Горенбург (Dmitry Gorenburg), военно-морской эксперт из Гарварда, который также работает на научно-исследовательский центр CNA в Виржинии.
НАТО в прицеле
Россия, однако, далеко не бездумно прощупывает Запад. Аналитики утверждают, что Москва, в особенности, неравнодушна к странам НАТО, по-видимому, пытаясь таким образом получить представление о степени сплоченности блока и его готовности к действию.
«Страны, которые подверглись подобному воздействию, либо являются ключевыми в Североатлантическом альянсе, либо регулярно критикуют режим президента Путина», - говорит Мелвин.
«Это в особенности касается прибалтийских государств с учетом их советского прошлого и нынешнего положения на «передовых рубежах» НАТО. Россия, похоже, «прощупывает» насколько далеко ей будет позволено зайти, прежде чем НАТО отреагирует», - добавляет он.
То, что ни Швеция, ни Финляндия не являются членами НАТО, еще не означает, что нынешние провокации не имеет отношения к Североатлантическому альянсу. В случае Швеции, «очевидно, что Путину не нравится сотрудничество Финляндии и Швеции с НАТО. И Россия таким образом сигнализирует им, что участие в совместных учениях с НАТО может представлять для них опасность», - считает Томас Риз (Tomas Ries) из стокгольмской Национальной военной академии (Stockholm's National Defense Academy).
Эксцесс исполнителя по-шведски
Швеции же, по правде говоря, не стоит так уж волноваться по поводу присутствия России на Балтике.
Хотя ВМФ России и является одним из бенефециаров амбициозной программы Путина по перевооружению, бюджет которой составляет 20 трлн рублей (500 млрд долл. США), Балтийский флот, в состав которого должна входить искомая подводная лодка, получил лишь малую толику указанной суммы.
«Прогресс в перевооружении Балтийского флота есть, но это процесс небыстрый», - заявил Михаил Барабанов, аналитик Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).
Отчасти в удручающем положении Балтийский флот России оказался в силу потери своей береговой инфраструктуры. Если в центре внимания советского ВМФ были кораблестроительные программы, то береговая инфраструктура флота «размазана» вдоль побережья Балтийского моря от Калининграда до Ленинграда. А с обретением прибалтийскими республиками независимости, Калининград оказался отрезанным от материковой России, что создает проблемы в содержании сколь-нибудь внушительной группировки сил и средств флота.
По мнению российских аналитиков, охота за подводной лодкой может быть продиктована вовсе не наличием реальной угрозы, а проистекать из внутренней политики Швеции. Шведский флот, в свое время щедро финансируемый для противостояния советской подводной угрозе, за последние 20 лет не смог обосновать поддержание бюджетных ассигнований на прежнем уровне.
Эта охота шведов за подводной лодкой – «полная чушь», заявляет Барабанов. «Возможно, там (в водах архипелага) что-то и есть, но, скорее всего, это просто такой старый добрый шведский способ оправдать повышение расходов на оборону», - добавляет он.
В 1980-х шведы несколько раз объявляли ложную тревогу, иногда принимая звуки, издаваемые выдрой, за шумы потенциальных иностранных нарушителей.
В любом случае, в заявления шведов о российской подводной лодке в их водах трудно поверить, поскольку сегодня Балтийский флот России во многом лишен былого военного значения, утверждает Руслан Пухов, директор ЦАСТ.
«Количество подводных лодок на Балтийском флоте стремится к нулю, и очевидно, что подводные лодки, способные выполнять подобного рода задачи, базируются на Северном и Тихоокеанском флотах», - говорит Пухов.
Горенбург из Гарварда добавляет: «Это несерьезно – говорить о морских баталиях между российскими и шведскими флотами. Если подобное и произойдет, Балтийский флот сам по себе не сможет составить серьезной угрозы, если не будет усилен кораблями Северного флота».
«Российский Балтийский флот в целом, сложно назвать флотом», добавляет он.
Помимо пары эсминцев проекта 956, в составе Балтийского флота имеются лишь две дизель-электрические подводные лодки проекта 877, сторожевой корабль и четыре корвета. Их дополняют несколько малых кораблей охраны водного района, которые, действительно, идеально подходят для мелководья Балтики.
Неприязнь
Шведов, впрочем, можно простить за их инакомыслие, тем более, что Советский Союз уже однажды поймали за руку. Этот инцидент получил известность как «Виски со льдом» (Whiskey on the Rocks, буквально – Виски на скалах). Тогда, в 1981 году, советская подводная лодка проекта 613 («Виски», по классификации НАТО), села на мель рядом со шведской военно-морской базой. Последующие расследование инцидента выявило, что на лодке, в тот момент, находились торпеды с ядерными зарядами.
Вне зависимости от того, находится ли российская подводная лодка в территориальных водах Швеции или нет, неудовлетворительный уровень дипломатических отношений между обоими государствами, явленный в контексте охоты за лодкой, равно как и нежелание Москвы развеивать страхи шведов, свидетельствуют о том, что Россия опять становится проблемой. Помимо уже упомянутой скупости русских на комментарии в данном инциденте, текущий год принес новую волну дебатов о возможном вступлении Швеции в НАТО, что подогревается внезапным и резким военных посягательств со стороны России в отношении Швеции в частности и стран Балтийского региона в целом.
«С политической точки зрения, худшее, что может произойти плохое, это поссориться с нейтральной Швецией», - добавляет Пухов. Шведские ястребы могут видеть некий мираж – угрозы на самом деле нет, но им очень хочется ее увидеть.
Первоисточник http://www.themoscowtimes.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас