В Киеве привыкли лгать. Особенно об успехах и о всемерной поддержке, которая, несомненно, присутствует, но неумолимо сокращается из-за обмана. За обманом следуют конфликты и ссоры. За последнее время Украина где провинциальной беспардонностью, где сознательной наглостью обострила свои экономические и политические отношения с рядом весьма важных стран.
После выходок посла Украины в Белграде Александровича сложно назвать нормальными отношения с Сербией. Есть серьезные трещины в отношениях с Румынией.
Продолжается серьезный политический спарринг с Венгрией и Польшей, которую 4 ноября очередной раз подразнили львовским парадом реконструкторов Украинской галицкой армии, посвященному столетию боев во Львове и провозглашению ЗУНР.
8 ноября Рада осудила «преступный режим Польши».
ЕАЭС – кость в горле.
В конце октября Киев направил в ВТО жалобу относительно введенных антидемпинговых таможенных пошлин на определенные типы украинских стальных труб Арменией и Киргизией, которые являются членами Евразийского экономического союза.
Ранее подобную жалобу Киев направлял в ВТО в отношении Казахстана, заявляя, что «страны, входящие в состав Евразийского экономического союза, где доминирует Россия, должны были поэтапно отказаться от обязанностей».
А в Казахстане не слишком довольны активизацией деятельности в республике представителей украинского общественно-политического актива, прибывающего для «повышения уровня коммуникативности казахстанского общества». Украина с 2014 года собирает у себя политических противников Назарбаева, поэтому в Астане видят в этом подготовку к деструктивным действиям, что и есть на самом деле.
При этом данные конфликты возникли еще до объявления Россией санкций в отношении Киева, а в том, что странам ЕАЭС придется соответствовать санкционной политике Москвы, можно не сомневаться.
Привет из Ташкента.
1 ноября депутаты Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана предложили ограничить ввоз в страну товаров из Украины. Причина - расследование Киевом неясных нарушений закона Украины «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» со стороны узбекских автопроизводителей.
Узбеки в отличие от скакунов свой автопром (совместные производства MAN, GM, Land Rover) не развалили, а сделали конкурентоспособным (23 место в мире) и продвигали в том числе и на Украине, что вызвало недовольство и принятый в незалежной грубый наезд.
В итоге Ташкент предложил отказаться от ввоза украинской кондитерской и масложировой продукции, сахара и лекарств. Член Комитета по вопросам инновационного развития, информполитики и информтехнологий Законодательной палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев сказал, что Украина как страна-импортер сахара в условиях жесточайшей борьбы за рынки сбыта пытается «ввести ограничительные меры в отношении нашего экспорта, несправедливо обвиняя нас в субсидировании отдельных секторов экономики. Так давайте же реально просубсидируем развитие своей сахарной промышленности. Добьемся самодостаточности в данной сфере. Это будет достойный ответ на недружественные, нерыночные действия партнеров по международной торговле.
Думаю, наше правительство и соответствующие министерства должны в срочном порядке определить адекватные ответные меры на дискриминационные меры против узбекистанских производителей на украинском рынке».
Заметим, что крупнейшими экспортерами украинского сахара являются принадлежащий Порошенко «Укрпроминвест-Агро», агропромхолдинг «Астарта» Виктора Иванчика и ООО «Радеховский сахар».
Также в Ташкенте отмечают, что если уж речь идет о нарушении национального законодательства, то они будут требовать его соблюдения от фармакологических концернов Украины, которые должны выполнять директивы ЕС по части норм GMP ЕС (Руководство по надлежащей производственной практике лекарственных средств). А Тухтабаев указал: «В соответствии с данными требованиями принято, чтобы изготавливаемые и распространяемые в третьих странах мира препараты, предназначенные не только для сбыта в стране-изготовителе, но и для экспорта, соответствовали нормам GMP. Настало время для введения в отношении производителей отдельных стран, в частности Украины, исполнения требований регионального гармонизированного законодательства, т. е. экспортировать лекарственные средства (нерасфасованные или расфасованные активные ингредиенты) в Узбекистан исключительно при наличии действующего сертификата GMP». Эти ограничения коснутся в первую очередь корпорации «Артериум» Константина Жеваго, Бощаговского фармзавод Глеба Загория и ПАО «Фармак», принадлежащего Филе Жебривской, сестре Павла Жебривского – бывшего главы военно-гражданской администрации Донецкой области.
При этом известно, что Украина нуждается в узбекском цинке, минудобрениях и хлопке. Пока на «ташкентские новости» Киев отреагировал в своем духе – Генпрокуратура Украины отказала в экстрадиции Нарзулло Ахунжонова, которой требуют власти Узбекистана, и предоставила ему официальный статус беженца. На пользу эта демонстрационность явно не пойдет.
Обманутый Баку.
Еще одной страной, с которой не заладилось у Киева, стал Азербайджан, решивший еще в 2015 году прикупить для авиакомпании Silk Way Airlines несколько только что презентованных Ан-178 у изнасилованного бандеровцами госпредприятия «Антонов».
Как известно, бывший президент и главный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива после начавшейся травли переехал как раз в Баку, и именно с его именем некоторые эксперты связывают подписанную сделку на десять Ан-178.
Азербайджанцы перечислили аванс 1 млн. долларов за первую пару, но самолетов до сих пор не увидели. Более того, в Киеве решили изменить условия контракта и увеличили стоимость за один самолет с 25 млн. долларов до 45 млн., при этом возвращать аванс за сорванный заказ тоже никто не собирается.
Срыв связан прежде всего из-за отказа Киева покупать российские комплектующие (а это 50% запчастей, прошедших сертификацию), заместить производство которых так и не смог.
Как говорит сам Кива, «Азербайджан настраивался на последующую организацию и адаптацию сборочного производства на собственных мощностях. Это было бы реальным прорывом, причем для обоих государств. Однако в Киеве с 2016 года проект начал глохнуть, перестали проводиться испытания самолета, работы по его сертификации и так далее. Программа, по сути, остановилась. На сегодня понятно, что самолета, который должен поставляться азербайджанской стороне, попросту не будет».
Разворачивающийся скандал на «Антонове» и в высоких кабинетах пытаются скрыть, Киев оправдывается форс-мажором «агрессии», репутация предприятия получила мощную затрещину, а Баку хочет вернуть деньги или получить товар. Но украинская сторона не готова ни к тому, ни к этому, потому, не исключено, что суд все же состоится, если Киев не найдет для Азербайджана некий вариант «мировой».
* * *
С сильными странами Запада Киев не ссорится, он им служит, хотя их тоже постоянно норовит обмануть и что-то у них стырить.
Дмитрий Самойленко.