К активным боевым действиям в Сирии приступят Германия и Великобритания. И теперь бомбардировками исламистов будут заниматься все постоянные члены Совбеза ООН (минус Китай) и еще несколько стран. Разумеется, все участники декларируют одну единственную цель – борьбу с ИГ (ИГИЛ, ДАИШ - международной террористической организацией). Кроме того, у каждой из стран существует целый букет собственных целей. И цели разных стран, как это обычно и бывает, противоречат друг другу.
Интересно, что теракт в Париже, ставший поводом для начала более активного втягивания Европы в сирийскую войну, совпал с определенными успехами армии Башара Асада по отвоеванию у экстремистов территории своей страны. И, следовательно, успехами России, сделавшей ставку на Башара Асада.
Коалиция во главе с США делает ставку на “умеренную” оппозицию (Сирийскую Свободную Армию) и курдов. Но с ССА есть одна маленькая проблема – никакой ССА не существует. Под франшизой “ССА” действуют большое количество группировок, от ополченцев некоторых населенных пунктов до откровенных исламистов, приехавших из самых разных стран. Поскольку никакого намека на координацию действий между столь разношерстной публикой нет, в военном плане ССА практически бесполезна. Что подтверждают результаты недавних боев, когда территория “умеренной” оппозиции уменьшилась в пользу официальной сирийской армии, курдов и ИГИЛ.
С курдами ситуация намного интереснее. В военном плане они относительно эффективны. Им даже удалось отвоевать у ИГИЛ некоторые территории. При том, что пехота у ИГИЛ намного более стойкая в обороне, чем у различных мелких группировок. Задача курдов в этой войне – создание независимого Курдистана. Задача, ради которой их поддерживает Запад – взятие “столицы” ИГИЛ Ракки. Оптимальное развитие событий для Турции – долгое и кровопролитное сражение за Ракку, при котором большая часть войска курдов будет уничтожена.
Таким образом, на начальном этапе цели Запада, курдов и даже Турции совпадают. Курдам нужно создать сильную армию, что бы отвоевать свою территорию у ИГИЛ. Запад их поддерживает в надежде, что они пойдут дальше, за исторические пределы своего проживания. А Турция надеется, что они не только пойдут дальше, но и будут там уничтожены. Но, судя по тому, что курды сотрудничают не только с Западом, но и с Россией, они достаточно хорошо осознают действительность и не будут для Запада таскать каштаны из огня. Наступление курдов начнет пробуксовывать сразу же, как только они выйдут за пределы территории, на которую могут рассчитывать при построении собственного государства. Противоречия между курдами и Турцией обострятся с новой силой, начнется вялотекущая война уже внутри самой Турции. В ЕС хлынет новый поток беженцев, в Европе произойдут новые теракты.
Надо отметить, что тупик, в который движется Запад в Сирии, убийственен для ЕС, но вполне приемлем для США. В результате зависимость ЕС от решений США усиливается еще больше и американцы получают дополнительные рычаги давления на переговорах по экономическим вопросам (например, по TTIP). Времени что бы “соскочить” у ЕС все меньше. Вопрос, получится или нет, по-прежнему остается открытым.