«Термины «дух», «черпак» — это зековский сленг. И когда солдаты-срочники попадают в воинскую часть, то оказываются словно на зоне, так как все говорят на блатном языке. Получается, раздали масти военнослужащим. Возникает вопрос: мы говорим о правовом государстве, о Вооружённых силах РФ или о какой-то колонии с определёнными взаимоотношениями между находящимся там людьми? Поэтому лексикон российских военнослужащих нужно очистить от зековских словечек», — подчеркнул Андрей Курочкин.
По данным российских лингвистов, в 1960-х годах, после разрешения направлять на военную службу по призыву граждан, имеющих судимость, в быт военнослужащих срочной службы, в военный сленг прочно вошла часть уголовного жаргона, а в 1990-х годах в армейскую, флотскую и авиационную среду начал проникать сленг наркоманов.
По словам исследователей Ксении Кнорре и Андрея Мирошкина, единственная крупная научная работа на тему армейского жаргона под названием «Словарь русского военного жаргона: нестандартная лексика и фразеология вооружённых сил и военизированных организаций Российской империи, СССР и Российской Федерации XVIII–XX веков» была подготовлена доктором филологических наук, профессором Череповецкого государственного университета Валерием Коровушкиным и издана в 2000 году в Екатеринбурге.