Главная » 2020 » Май » 25
11:45

Советское прошлое вышиванки

Советское прошлое вышиванки

Мой друг, Юрий Алексеев, ныне подследственный по делу нанесения морального ущерба нежным сущностям национально-ушибленной латышской элиты, написал еще три года назад:

"Меня всегда удивляло: почему на советских плакатах про «дружбу народов» под флагом РСФСР изображен человек в современном костюмчике и галстуке, а остальные представители «Союза нерушимого» — кто в чем: вышиванки, шаровары, кокошники, халаты, веночки-ленточки, поясные платки... Сплошная «этнография»...

Причем к реальной этнографии вся эта хрень отношение имеет весьма далекое. В какой-нибудь микроскопической Латвии народных костюмов — десятки, в каждой деревне — свои «вышиванки», свои кокошники, свои брошки-поясочки. И вовсе они не столь красивы и богаты, как рисовали советские плакаты.

Вообще говоря, музейный экспонат под названием «свадебный костюм зажиточной латышки 18-го века» — это редкое убожество из грубой дерюги с сыромятными тапками на веревочках. «Зажиточные» еще имели тапки, а остальные латышки гуляли всю жизнь босиком, даже на собственной свадьбе.

Мой латышский дед свои первые в жизни сапоги заполучил только в 19 лет, когда пошел добровольцем воевать в Первую мировую за русского Царя-батюшку. Получил на складе от унтер-офицера. Не вру — он сам мне это рассказал.

Причем латыши на фоне народов остальных «республик свободных» жили еще неплохо. Погуглите дореволюционные фотки, вы найдете много интересного.

Не шибко лучше выглядели и национальные костюмы большинства обитателей Средней Азии, Кавказа... Впрочем, ладно. В те дремучие времена и наряды у американских ковбоев выглядели намного скромнее, чем их потом разрисовал Голливуд.

К чему я это? А к тому, что руководители СССР (от 1917 года до 1991-го — все!), на мой взгляд, совершили в национальной политике страны большую и непростительную ошибку.

Ее суть: усердное надрачивание «вышиванок» (халатов, веночков, кокошников, поясных платков, кинжалов). На советских плакатах это просто прет в глаза. Русский — в современном костюме, а остальные — из «музея этнографии». Из придуманного музея.

В реальности таких национальных костюмов никогда не существовало. Их сочинили и нарисовали уже в советское время. На советских же плакатах и в советских же фильмах-концертах-шоу. Целая отрасль работала — художники, модельеры, швейные фабрики, пиар-индустрия тех времен.

Будете смеяться, я лично на себе ощутил влияние советской «вышиваночной» индустрии. В розовом детстве я жил в городе Краснодаре. Мне сильно не повезло: я обладал звонким голосом (не прокуренным, как сейчас). Потому меня записали в школьный хор. И этот хор однажды выиграл на городском конкурсе...

В результате в один прекрасный день к нам пришли деловые тетки, сняли с нас мерку, и через месяц нас, несчастных школьников, переодели в «казацкие» костюмы — сапоги, суконные галифе с лампасами, косоворотки, фуражки. Только что коней нам не выдали.

Как сейчас помню: товар был первоклассный. Даже сапоги были сшиты из настоящей кожи (первые в моей жизни сапоги!). И в этой амуниции мы услаждали своим пением слух краснодарских партийных руководителей на всех торжественных мероприятиях... Ненавижу хоровое пение с тех пор...

Но суть в чем: нас, детей, одели во взрослые костюмы «зажиточных казаков» из лубочного фильма «Кубанские казаки». Учтем: лопоухие детеныши моего тогдашнего возраста даже в не бедных дореволюционных казацких семьях бегали в длинных холщовых рубахах. Им не то что сапогов, даже персональных штанов еще не полагалось...

В начале 90-х латыши неожиданно обрели независимость. Что поразило: они в массовом порядке начали шить себе национальные костюмы. Удивительное было зрелище: по улицам вдруг начали разгуливать тысячи людей, одетых по моде «зажиточных сельских латышей 18-го века». Причем не той моде, реальные образцы которой вывешены в Музее этнографии, а той, которую им в советское время придумали советские дизайнеры.

Беда-то в том, что советская идеологическая поп-культура сыграла с национальным самосознанием народов СССР злую шутку. Пропагандируя дружбу народов, она им внушила через «вышиваночную эстетику» ложное ощущение изначального самостоятельного процветания — тотальной «зажиточности» их народов.

Гляньте еще раз на советский плакат. Представитель России — в простом фабричном костюмчике. А все народности остальных 14 республик — в облачениях ручной работы от лучших национальных дизайнеров. Расшитые рубахи, халаты, пояса, головные уборы, серебряные, золотые украшения, бусы, мониста, кинжалы и прочая яркая бижутерия...

Визуальные образы — сильная штука. Дети, увидев кино про Рэмбо, мажутся зеленой акварелью и играют в суперменов: та-та-та-та — ты убит. И верят во всесилие зеленой акварели, если ею измазать рожицу.

Так же и у взрослых. Если в «семье братских народов» (на плакате, в кино, в концерте) твой представитель одет по жизни «зажиточным латышом», «зажиточным таджиком», «зажиточным молдаванином», то как-то забываются рассказы собственного деда, что первые в жизни штаны ему справили, когда из-под холщовой рубахи начали выглядывать его созревшие тестикулы. А про расшитый золотом халат, серебряный кинжал, хромовые сапожки он до смерти мечтать не мог.

И возникает иллюзия, что если как-то отпрыгнуть от этого русского парня в простом костюмчике с галстуком, то ты автоматом станешь «зажиточным» пацаном, как на плакате.

Латыши уже поняли, что надев «вышиванку» и «кокошник», они становятся похожи на зажиточных латышей с советского плаката. Но зажиточных — по меркам 18-го века. Украинцы — еще нет. У них сейчас период «вышиванок» в разгаре.

Советский плакат — сильная штука..."

Так вот сегодня я получил личное подтверждение абсолютной искусственности "вышиванок", как таковых, поговорив с ветераном модельного  искусства Латвии, которая просила не называть ее имя - в Латвии демократия и свобода слова достигла такого размаха, что боятся нынче люди даже своей тени.

Все, кто бывал в Риге, наверняка помнят вот это здание:

Те, кто постарше, помнят и вот этот журнал:

Вот там и трудилась моя случайная знакомая, которая и поведала мне, что они, кроме различной модной одежды разрабатывали и народные костюмы, причем  большую часть того, что они делали, они именно придумывали, то есть брали из головы, соотнося свои фантазии исключительно с художественностью, а никак не с историческим соответствием. "Очень мы гордились, - говорит она, - когда видели свои работы в виде уже "академического" варианта народной одежды в различных республиках СССР"

Примеры, к сожалению, она не помнила (столько лет прошло) но сам факт того, что до сих пор национальные костюмы "уходящие корнями в седую древность" являются результатом фантазии девчонок, родившихся в середине ХХ века. Одним словом, на моих глазах погиб еще один "исторический" аргумент, обосновывающий самостийность и незалежность, о чем и сообщаю.

 

Источник



Просмотров: 2553 | Добавил: kravcov_ivan | Советское прошлое вышиванки | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх