В данной статье мы завершим рассказ о Французском Иностранном легионе. В настоящее время к солдатам его полков во Франции относятся гораздо лучше, чем пятьдесят лет назад. По крайней мере, военнослужащие легиона не считаются сейчас поголовно уголовниками и социально опасными психопатами. Впрочем, особых симпатий, особенно в левых и либеральных кругах, к ним тоже не наблюдается. Сами легионеры шутят, что французы любят их только один день в году – во время Парада в честь взятия Бастилии, когда их подразделения торжественным маршем проходят по Елисейским полям.
Были времена, когда численность Иностранного легиона достигала 42 000 человек (начало I мировой войны), сейчас в нём насчитывается, по разным данным, от семи с половиной до восьми тысяч солдат и офицеров. Жан Морен (однофамилец последнего командира 1e REP, преемника Жанпьера), атташе по вопросам обороны посольства Франции в РФ, в интервью радиостанции «Эхо Москвы», которое он дал 24 апреля 2010 года, назвал число 7600 человек. Вероятно, его данным следует доверять, поскольку с 1 августа 2014 года именно он является командующим частями Французского Иностранного легиона.
Из 11 полков легиона 7 сейчас базируются во Франции: в Обани, Кастельнодари, Кальви (остров Корсика), Оранже, Авиньоне, Ниме и Сант-Кристолье, 4 – за её пределами: в Джибути, Французской Полинезии, острове Майотт (архипелаг Коморских островов) и Французской Гвиане.
Штаб-квартирой всего легиона сейчас является Обань (город примерно в 15 км от Марселя): в казармах Вьено здесь размещается Первый полк (1 RE), сюда после эвакуации из алжирского города Сидди-бель Аббес, который легионеры ласково называли Прекрасная Аббес (в нём, кстати, располагались также спаги) были переведены главный штаб Иностранного легиона и его командование.
Этот памятник погибшим воинам Иностранного легиона был установлен в Сидди-бель Аббес в 1932 году:
Мы видим земной шар, лежащий на охапке пальмовых ветвей, который охраняют четыре фигуры, символизирующие легионеров Алжира, Мексики, колониальных кампаний и Первой мировой войны. Инициатором создания и установки этого монумента стал «отец легиона» – полковник Поль-Фредерик Ролле (о нём было рассказано в статье «Псы войны» Французского Иностранного легиона»). По его просьбе легионеру колониальных кампаний было придано сходство с майором Брюндсо.
Покидая в 1962 году Алжир, легионеры привезли его в Обань:
Первый полк сейчас является учебным, главной функцией его военнослужащих является первичная подготовка новобранцев.
Второй пехотный полк, который был сформирован ещё в 1841 году на базе 4-го и 5-го батальонов Первого полка, размещается в казармах Валлонг (город Ним). Любопытно, что полковая песня второго полка – немецкая «Anna Maria».
Знаменитая 13-ая полубригада на самом деле сейчас является полком, однако в память о былых заслугах сохранила своё название.
До 2011 года она размещалась в Джибути. На этих фотографиях мы видим солдат 13-й полубригады:
А здесь французская боевая разведывательная машина ERC 90 Sagaie 13-й полубригады в окрестностях Джибути, фотография 2005 года:
Потом 13-я полубригада была переведена в Абу-Даби (ОАЭ), а сейчас вернулась во Францию.
На этой фотографии четвертый полк Иностранного легиона покидает казармы Данжу, город Кастельнодари, Франция (1980 год):
В расположении этого полка находятся офицерская школа и школа для сержантского состава.
Многие новобранцы, попавшие на обучение в школу Кастельнодари, вспоминают время, проведённое там, как кошмарный сон: работать приходилось буквально на износ.
Помимо пехотных, в Иностранном легионе имеются парашютно-десантный, танковый (бронекавалерийский), инженерно-сапёрные полки (кстати, в настоящее время лишь сапёрам разрешается отпускать бороду).
В состав парашютно-десантного полка легиона (2e REP, размещается в казармах Раффали, город Кальви, Корсика) входят подразделения спецназа, которые комплектуются из добровольцев в чине не ниже сержанта, – CRAP (Commandos de Recherche et d'Action dans la Profondeur).
Полковой праздник 2e REP отмечается 29 сентября, в день архангела Михаила, который считается покровителем парашютистов-десантников.
Все полки легиона входят в состав более крупных военных соединений французской армии. Например, второй парашютный полк является частью 11-й парашютной бригады, а первый бронекавалерийский входит в состав 6-й лёгкой бронетанковой дивизии.
Наиболее тяжёлой считается служба в третьем пехотном и втором парашютном полках. В парашютном полку трудно служить из-за постоянных высоких нагрузок и чрезвычайно жёсткого распорядка дня. Причем некоторые роты этого полка имеют свои уникальные учебные программы: 1-я рота специализируется на боях в черте города, 2-я рота – на войне в горах, 3-я занимается морскими операциями, 4-я рота осуществляет диверсионно-разведывательные действия.
Третий пехотный полк ранее был размещён на острове Мадагаскар, он второй в легионе по количеству наград, а его полковой праздник приходится на 14 сентября – это дата прорыва линии Гинденбурга в 1918 году. В настоящее время он располагается в Гвиане, месте, которое французы раньше называли «сухой гильотиной»: ещё в первой половине XIX века смертность в тюрьмах трёх близлежащих островов (архипелаг Иль-де-Салю) и трёх материковых достигала 97 %.
Самый известный каторжник Гвианы – бывший командующий Рейнской и Северной армиями генерал Пишегрю, которого Наполеон на острове Святой Елены назвал «способнейшим из генералов Республики». Он, кстати, стал одним из немногих, кому удалось из Гвианы бежать. Другой «знаменитостью» каторжной Гвианы стал анархист Клеман Дюваль, также бежавший с печально известного «острова Дьявола» – в 1901 году.
В настоящее время легионеры, отправляющиеся в «тропический рай» этого заморского департамента Франции, получают до 14 прививок от различных болезней.
В Гвиане располагается основной космодром Европейского космического агентства (Куру), охрана которого является одной из задач третьего полка легиона. А чтобы легионерам не было скучно, неподалёку построен Centre d'entrainement a la foret equatoriale – учебно-тренировочный центр по выживанию в джунглях. Обучающий курс состоит из модулей различной сложности, самый простой из которых учит просто не умереть в течение четырех дней (под наблюдением опытного инструктора). Второй уровень сложности – скрытное перемещение, организация засад, разведка и наблюдение. Третий – обучение командованию подразделением во время диверсионных либо противопартизанских операций. Четвёртый – автономный рейд с минимальным набором для выживания. Травмы во время таких занятий легионеры получают регулярно, часто опасные для жизни.
Самым «молодым» соединением Иностранного легиона является второй инженерно-сапёрный полк (2-e REG), созданный в 1999 году. Он специализируется на операциях в горной местности и входит в состав 27-й горной пехотной бригады (27e brigade d’infanterie de montagne). Располагается он в городе Сант-Кристоль.
Солдаты Второго инженерно-сапёрного полка:
А здесь мы видим учения легионеров подразделения DLEM (de Légion étrangère de Mayotte), остров Майотта, 2007 год:
Это самое маленькое по численности соединение Иностранного легиона, его девизом является латинская фраза Pericula Ludus (что-то вроде «Удовольствие в опасности» или «Опасность – моя игра»).
Те из вас, что прочитали статью «Боб Денар, Жан Шрамм, Роже Фольк и Майк Хоар: судьба кондотьеров», должны помнить, что именно легионеры подразделения DLEM в 1995 году арестовали на Коморских островах знаменитого короля наёмников – Боба Денара, пожелавшего устроить в этом государстве очередной государственный переворот.
Несмотря на то, что Иностранный легион в настоящее время является одним из самых боеспособных соединений французской армии (его часто называют «наконечником французского копья»), его рядовые военнослужащие получают обычное содержание (скромный базовый оклад от 1200 евро) и не имеют преимуществ в довольствии по сравнению с другими частями.
Во время боевых действий оклад военнослужащих значительно увеличивается (вторые числа в приведённой таблице). Дополнительно 600 евро получают парашютисты.
Уже упоминавшийся нами Жан Морен в своём интервью заявил, что в Иностранном легионе
На зарплату влияет также количество детей в семье легионера.
После ранения или травмы, за время, проведённое в больнице, легионеры также получают надбавку к жалованью – 50 евро в день. Полагаются также страховые выплаты – до 240 тысяч евро. В случае гибели родственники, указанные самим легионером, могут претендовать на компенсацию в 600 тысяч евро.
Поскольку Иностранный легион является закрытой структурой, его офицеры не могут рассчитывать на самые высокие посты во французской армии. Вершиной их карьеры является звание бригадного генерала, которое обычно присваивается командующему частями Иностранного легиона, и полковника – командира одного из полков. Впрочем, на должности выше этих и в других военных соединениях Франции пробиваются лишь единицы.
В легионе практикуются наказания, которые могут быть материальными (штрафы), дисциплинарными, но чаще — физическими: от 30 до 50 отжиманий. В зимнее время в качестве наказания за провинность можно переночевать ночь на улице под тонким одеялом:
По рассказам современных ветеранов легиона, порой применяются и более «традиционные» методы «физического воздействия» и «воспитания», но, как правило, они не носят систематического характера.
Через год безупречной службы военнослужащему присваивается звание легионера второго класса. Ещё через два-три года он может претендовать на звание капрала. А вот для получения звания сержанта (главного капрала) выслуги мало – требуется ещё окончить школу унтер-офицеров. В случае отсутствия серьезных нарушений дисциплины после 8 лет службы выплачивается премия в размере двух годовых окладов.
В Иностранном легионе нет различий в пайках – никакого халяльного или вегетарианского меню.
По отзывам отслуживших, питание в столовых легиона однообразное, а пища не слишком вкусная. Составители меню, видимо, вдохновляются афоризмом Александра Македонского:
На этой фотографии, найденной в интернете, – завтрак в Кастельнодари, где размещён четвертый полк легиона:
Исключение составляет ужин на Рождество, которое является вторым «особым» днём в легионе (первый – парад в День взятия Бастилии). Третий и последний необычный день – праздник в честь годовщины сражения при Камероне (о нём было рассказано в статье «Псы войны» Французского Иностранного легиона».
Говорят, что праздник Камерон напоминает Сатурналии в Древнем Риме: солдаты и сержанты «меняются местами», и рядовые даже получают «завтрак в постель»: кровяную колбасу (le Boudin) и кофе с ромом, но без сахара. Главным по казарме назначается самый молодой легионер, а сержантов привлекают к уборке помещений. Но вряд ли рядовые легионеры, помня, что есть ещё 364 (а иногда и 365) дней в году, слишком злоупотребляют своими «правами».
Кроме того, в каждой боевой части Иностранного легиона имеется свой полковой праздник.
Ежегодный отпуск легионера – 45 рабочих дней. Кроме того, одинокие легионеры после отставки могут поселиться в одном из «домов ветеранов», например, в Domaine Capitaine Danjou.
Многие источники утверждают, что в Иностранный легион до сих пор не принимают гомосексуалистов. Еще одно требование к новобранцам – быть неженатыми: жениться они смогут через два года службы, и для этого потребуется получить официальное разрешение от командира.
Зато от новобранцев не требуют знания французского языка – быстро выучат в процессе подготовки под «чутким руководством» строгого сержанта. Обычно к новобранцу приставляют напарника, хорошо знающего французский язык, и за каждое неправильно понятое слово наказание получают оба.
Единственной льготой является возможность получения французского гражданства и пенсии.
Документы на получение французского гражданства можно подать через 3-5 лет, но говорят, что по завершении первого контракта проще получить карту резидента сроком на 10 лет.
Пенсию легионера нельзя назвать очень большой – от 800 евро, на её размер влияют место и время службы, а у парашютистов – ещё и количество прыжков. Ранее срок минимальной выслуги составлял 15 лет, в настоящее время, в зависимости от обстоятельств – от 17 с половиной до 19 лет.
Но и этого оказывается достаточно, чтобы служба в Иностранном легионе выглядела привлекательно в глазах выходцев из бедных стран (сейчас в нём служат солдаты 130 национальностей). В настоящее время существуют два центра предварительного отбора, в которые едут кандидаты со всего мира: лагеря близ Парижа и в Обани (Прованс).
Кроме центров предварительного отбора, в девяти городах Франции существуют вербовочные бюро легиона, в которых можно (в обмен на паспорт) получить билет до Парижа или Обани.
Конкурс в легион сопоставим с конкурсом в ведущие университеты Франции и даже превосходит его (исключение составляют люди с медицинским образованием, которые на особом счету и часто поступают «вне конкурса»).
Цитировавшийся здесь Жан Морен в интервью от 2010 году говорил:
Признаюсь, я недавно чуть не упал со стула, прочитав в одной статье буквально следующее:
Однако различные источники приводят такие нормативы физической подготовки кандидатов: 10 подтягиваний, 30 отжиманий, 50 приседаний, забраться на шестиметровый канат без использования ног, пробежать 2800 метров за 12 минут.
Тест на определение степени умственного развития, разумеется, также проводится. Возраст новобранцев: от 17 до 40 лет. Правда, лица моложе 18 лет должны принести с собой разрешение от родителей.
Самой яркой и запоминающейся деталью формы Иностранного легиона являются знаменитые белые кепи (Képi blanc), которые, впрочем, носят только рядовые (и с парадной формой, и с повседневной). Кепи вручаются новобранцам после принесения присяги. Перед этим будущему легионеру нужно пройти испытание марш-броском с полной боевой выкладкой, который может длиться более суток, а пройденное расстояние достигать 60-70 км.
Одна из официальных песен легиона так и называется – «Белые кепи»:
Не мы выбирали себе судьбу – судьба выбрала нас.
И порукой тому – сила наших душ,
Сила наших рук и сердец,
Не выбирая легкой дороги, по колено в грязи
Идут вперед Белые Кепи.
Над дорогой знамена Белых Кепи – и дорога принадлежит им.
И позади нас – ненависть,
И впереди нас молва, что мы убийцы,
С головы до ног облитые черной грязью.
Идут вперед Белые Кепи.
Мы умираем в дороге.
Мы умираем – но побеждаем в бою,
Глотая черную грязь и горечь потерь,
Идут вперед Белые Кепи.
Судьба улыбается тем, кто яростен, горд, – тем, чья кровь горяча.
"Честь и верность!" – эти слова несем мы на наших знаменах
Из боя в бой.
И захлебываясь той грязью, чернее которой нет,
Идут, идут вперед Белые Кепи».
Позже появились зеленые береты, на правой стороне которых находится стилизованное изображение гранаты с семью языками пламени. С парадной формой их не надевают.
В течение первых четырёх месяцев, до принятия присяги, рекрут может покинуть расположение легиона в любую минуту (лидирует по числу «отказников» второй парашютный полк). После этого на рассмотрение рапорта об отставке уходит до месяца, и обычно этот месяц оказывается одним из самых худших в жизни «дезертира».
Пресс-секретарь Иностранного легиона лейтенант Грегори Гавруа не слишком политкорректно сказал как-то, что типичный новобранец этого подразделения — «неприкаянный человек с хрупкой психикой, решивший сменить страну, утративший свои корни, стремящийся начать жизнь с нуля». И потому рекламными слоганами Иностранного легиона являются призыв «Измени свою судьбу!» и определение его как «школы второго шанса». При отборе до сих пор сквозь пальцы смотрят и на мелкие правонарушения кандидатов, но стараются отсекать лиц, отбывавших наказание за тяжкие преступления, обвиняемых в экстремизме и наркоторговле. «Легионер редко бывает ангелом, но преступником — никогда», — уверяет сейчас официальный сайт Иностранного легиона.
А полковник Pierre Framager более оптимистичен:
А этот рекламный плакат легиона предлагает «взглянуть на жизнь по-новому» (или «увидеть другую жизнь»?)
Собственный журнал легиона («Kepi Blanc») должен помочь новобранцу познакомиться с историей этого боевого соединения:
После распада СССР в составе легиона оказалось много выходцев из бывших советских республик (а также стран, бывших членами Варшавского договора), по некоторым данным, до 30 % всего личного состава. На втором месте – выходцы из стран Латинской Америки – 25%, меньше всего азиатов – 8%. В результате у официального сайта легиона появилась русскоязычная версия (помимо французской и английской).
Француз, пожелавший вступить в легион рядовым, получает новый паспорт, в котором он значится гражданином какой-нибудь франкоговорящей страны. Таковыми могут быть Швейцария (где есть франкоязычные кантоны), Бельгия, Люксембург, Канада. Эта небольшая хитрость позволяет президентам Франции избегать неудобных вопросов журналистов о гибели непонятно где и почему французских граждан. А наёмники без роду и племени и с подозрительной биографией… Кому они интересны, кто их будет считать? Полагают, что таких «бывших французов» в легионе сейчас около 20% от общего числа военнослужащих.
Для того чтобы стать офицером, нужно вначале получить французское гражданство, а его всё же до увольнения дают очень неохотно.