Пандемия COVID-19 стала катализатором падения рынков и начала мирового кризиса.
Экономика ведущей мировой державы переживает крупнейший шок, который когда-либо был в истории. Экономисты всё чаще называют стагнацию американской экономики предвестником новой Великой депрессии. Возможное падение самых надёжных активов — американских доллара и гособлигаций — может привести к коллапсу мировой финансовой системы. А значит, к закату мирового господства США.
Однако наш мир устроен так, что не всё предопределено: до окончания пандемии прогнозы строить рано, говорят политологи.
На пороге Великой депрессии
Ведущий аналитик одного из крупнейших банков США Bank of America Мишель Мейер в своём докладе заявил о финансовом кризисе в США. Своё мнение эксперт подтвердил цифрами: ВВП США по итогам второго квартала упал на 12% по сравнению с показателями первого квартала текущего года, а в готовом выражении ВВП страны сократился на 0,8%. При этом Мейер отмечает, что начавшийся кризис остановить не удастся.
На днях советник президента США по экономическим вопросам Кевин Хэссетт заявил, что текущий индекс безработицы приближается к уровню, который в последний раз видели во времена Великой депрессии. С начала эпидемии около 26 млн американцев обратились за пособиями по безработице. Экономисты считают, что в мае уровень безработицы достигнет 20%. Для сравнения: во времена кризиса 1929–1933 гг. эта цифра доходила до 25%.
Российский экономист Дмитрий Голубовский, эксперт по финансовым рынкам компании «Калита-Финанс», также предсказывает новую Великую депрессию.
«Рецессия будет почти наверняка. Это будет что-то наподобие «Великой депрессии» тридцатых годов в США, спад будет большой и долгий», — заключил Голубовский в беседе с iReactor.
Впрочем, по его словам, глобальная рецессия в экономике США была бы в любом случае, даже без пандемии коронавируса, так как торговые войны Вашингтона и Пекина в 2019 году «убили все перспективы для роста мировой экономики».
«Тогда ещё никакого коронавируса и близко не было», — пояснил эксперт.
Справка:
Великая депрессия в США началась с мирового экономического кризиса в 1929 году. Спад экономики был очень продолжительным, с тяжёлыми последствиями для общества.
Во времена Великой депрессии президент Франклин Рузвельт нашёл уникальные антикризисные меры и технологические приёмы, чтобы вытащить страну из экономической пропасти и завоевать Америке доминирующее положение в мире.
COVID-19 диктует
Мысль о крахе геополитического господства США в беседе с ForPost развил Дмитрий Омельчук, доцент Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского.
Он считает, что процесс утраты доминирования США не подвергается сомнению. Потеря мировой гегемонии происходит давно и непрерывно, хотя и медленно. Единоличное лидерство, которое оказалось у американцев после распада СССР, закончилось в 2001 году. Когда же деньги из реального сектора экономики США стали уходить в сферу финансов, это в значительной степени породило мировой кризис 2008 года.
«Смысл в том, что в сегодняшней экономической модели США не могут удерживать лидерство. Они — мировой спекулянт. Америка выносит производство в страны, где более дешёвая рабочая сила, и во многом её могущество держится только за счёт того, что сегодня доллар остаётся мировой валютой», — утверждает Дмитрий Омельчук.
Он предположил, что существует некоторая опасность этой ситуации. А именно реакция США на потерю своих ведущих позиций. То, что сдаваться они не собираются, это однозначно. Трамп всё-таки сделал некоторые шаги, чтобы сбалансировать экономику, вернуть обратно в страну производство и поддержать своего производителя, добавил эксперт.
«Я думаю, что очень многое будет зависеть от того, как США построят свои отношения с Китаем и как человечество «выйдет» из пандемии. Пока это трудно прогнозировать. Мы все очень слабо себе представляем, как будет выглядеть мир после коронавируса. То государство, которое быстрее найдёт выгодное решение, минимизирует потери и перестроится, — то и будет задавать тон в мире. Какая страна станет новым мировым лидером, говорить пока рано», — резюмировал Дмитрий Омельчук.
Главное, что сейчас могут сделать в Вашингтоне, — увеличить госрасходы, считает Константин Егоров, профессор Российской экономической школы.
Власти США попытались справиться с кризисом с помощью беспрецедентных действий: конгресс одобрил пакет экономической помощи объёмом 10% ВВП, а ФРС объявила ряд радикальных действий, чтобы предотвратить продолжительный спад.
Кто станет Рузвельтом?
К слову, сценарий развития пандемии коронавируса никому не ясен. Ведь, как правило, наиболее вероятный исход в конце концов может не совпадать с прогнозами и ожиданиями.
По мнению колумниста Forbes Ариэля Коэна, если борьба с коронавирусом будет успешна настолько, чтобы снять карантин, экономический кризис в США не будет разрушительным.
В случае негативного развития Коэн предсказывает Дональду Трампу проигрыш на выборах осенью 2020 года.
Все предпринимаемые США антикризисные меры могут обернуться ростом государственного долга и экономическими последствиями для финансовой системы. Будущему американскому президенту придётся как можно быстрее сбалансировать экономику после нанесённого коронавирусом «удара».
По данным источников The Washington Post, президент Трамп сейчас волнуется за свою репутацию, которая может пострадать в результате вспышки коронавируса на фоне неутешительного рейтинга в гонке за президентское кресло.
«Все меры, предпринятые Рузвельтом в период Великой депрессии, в настоящее время не срабатывают, — высказал ForPost своё мнение политолог Дмитрий Омельчук. — Сегодня совершенно другие методы. Трудно понять, сократится ли то, что создавалось годами в постиндустриальную эпоху. Я бы не хотел сравнивать Рузвельта с Трампом — это совершенно разные уровни и масштабы».
Стоит добавить, что экономическая политика, которую американский президент Франклин Рузвельт проводил для преодоления Великой депрессии 1929–1933 годов, сводилась к глобальным реформам во всех сферах.
Безработным оказывалась прямая помощь, организовывались трудовые лагеря для молодёжи. Рузвельт действовал чрезвычайно решительно и быстро. Он заставил бизнес умерить аппетиты, направив средства на социальные программы. Были приняты важнейшие законы, регулирующие банковскую сферу, закон о реконструкции национальной промышленности, дотации фермерам и другие.