Понятно, что ноги у этой шутки растут из недавней, от 4 декабря, статьи главы американской разведки Джона Рэтклиффа, которая была опубликована в издании The Wall Street Journal.
Если честно, таких материалов в американских СМИ сегодня достаточно. Главы различных военных ведомств, силовых структур, военно-научных учреждений и прочих структур, существующих за счет бюджета, таким образом пытаются заставить правительство и парламент США увеличить бюджет именно для их организации или ведомства. Дело в общем-то довольно обычное и даже рутинное. Наверное, нет ни одной бюджетной организации, которую бы полностью устраивало то количество средств, которое выделяет ей государство на следующий финансовый год.
Интерес в этой статье представляет одно важное, но довольно спорное заявление Рэтклиффа, в котором он назвал именно Китай крупнейшей угрозой демократии в мире за последние 75 лет. Согласно этому заявлению, получается, что после Второй мировой войны США долгие годы боролись не с тем противником? Противостояние США – СССР в этом случае выиграла КНР. Да и ведущей мировой державой времен холодной войны был Китай, который «столкнул лбами» бывших союзников по антигитлеровской коалиции.
О чем рассказал Джон Рэтклифф на страницах журнала
Предлагаю посмотреть на то, о чем пишет глава разведки США. Тем более, что это интересно не только само по себе (сами факты), но и с точки зрения американского подхода в определении степени опасности другого государства для США. Думаю, для некоторых наших читателей это станет открытием, хотя для политических и военных аналитиков это уже аксиома, известная достаточно давно.
Главным критерием опасности противника Джон Рэстклифф называет не идеологические или политические причины, а экономические. Именно экономику он выводит на первое место в определении степени опасности.
Примером такого подхода американский разведчик называет
Такой подход для американцев типичен. Не следует забывать о задаче, поставленной перед директором Национальной разведки США республиканцем Джоном Рэстклиффом. Это достаточно опытный политик, который во власти с 2004 года (мэр города Хит, штат Техас). Он дважды избирался в Палату представителей США и прекрасно представляет всю внутреннюю кухню парламента страны, тех, кто принимает решения.
При этом, глава разведки не скатывается на конкретные примеры, а говорит о глобальной угрозе для США. Это тоже достаточно показательно. Чиновник высшего звена не может опускаться до борьбы с какой-то одной компанией. Его уровень – это борьба сразу со всем государством.
При этом КНР также ворует важную оборонную информацию, стимулируя планы главы Китая Си Цзиньпина по превращению Поднебесной в ведущую военную державу мира».
Главная мысль, предназначенная для тех, кто заседает в парламенте и руководит крупным бизнесом, вброшена. Остается всего два тезиса, которые необходимо иллюстрировать. Это «бесчеловечный режим КНР» и необходимость не только сохранения, но и увеличения Национальной разведки США. Для обоснования таких заявлений всегда существует магическое словосочетание – «по данным американских спецслужб». Этого достаточно, чтобы «информация стала достоверной».
Дальше, я думаю, ход мыслей главы разведки понятен. Надо усилить, увеличить, сконцентрировать, принять меры по защите… Проще говоря, необходимо добавить денег разведчикам для успешной работы против такого сильного противника, как Пекин. Кстати, в своей статье Рэстклифф претендует и на лавры политика мирового уровня.
Реакция Китая на статью Рэстклиффа
В Пекине, как и в Москве, давно научились читать американские документы по-американски. И понимают то, о чем сказано «между строк» в этой статье. До американцев, наконец, дошло, что КНР сегодня по своим оборонным возможностям на сухопутном ТВД превосходит США. Да, в случае военного конфликта американцам и их союзникам вполне по силам высадить десант в каком-либо районе побережья, но при продвижении внутрь страны они обречены на поражение.
Более того, десятилетия игры в
привели к вполне предсказуемому итогу. Китайские компании сегодня не уступают американским во многих сферах. То есть США теряют главный козырь своего влияния на другие страны – контроль над информацией. Та же Huawei на данный момент по многим параметрам является ведущей компанией мира в области электронных технологий.
Заявление официального представителя МИД КНР Хуа Чуньин дает понять, что Пекин все перечисленное осознает и понимает цели и задачи, которые будут решать американцы в следующие четыре года.
Особенно меня поразила прямота китайского МИДа в ответе на угрозы США. Понятно, что дипломаты имеют свой специфический язык, свой сленг, который для большинства обычных обывателей выглядит вполне дружеским разговором при том, что на самом деле это реальное предупреждение о возможной «драке».
США начинают «холодную войну» против КНР?
Сегодня приходится признать, что единственной страной, которая на деле может противостоять мощи США, является Китай. Это не отменяет опасности для американцев усиливающейся России, но главным противником все-таки стал именно Китай. Если смотреть на политические телодвижения США в последнее время, то создается впечатление, что в Вашингтоне действительно решили начать «холодную войну».
Я бы не стал говорить об этом, как о политическом тренде на ближайшие годы. Мне намного ближе вариант «кухонного скандала», когда обиженный своим проигрышем Трамп «сыпет соль в кастрюлю с супом» Байдена. С другой стороны, американцы уже сделали множество шагов, которые указывают именно на начало войны. Это санкции против китайских политиков и ведущих китайских компаний, а также активное создание антикитайской коалиции в регионе.
Настораживает и то, что американские политики все чаще и чаще начинают говорить о некоем идеологическом противостоянии США и Китая. О тех самых «биороботах» и свободе личности, о которых упомянул глава американской разведки. Когда начинаются разговоры о «правах человека», о «демократических ценностях», об узурпации власти какой-либо партией или личностью, приходит понимание того, что дилемма загнана в угол и выхода оттуда нет.
Краткий вывод
Понимание сути событий, которые происходят сегодня в мире, дает возможность не только прогнозировать краткосрочное будущее, но и создавать это будущее на ближайшую перспективу. Противостояние США и КНР было предсказуемым. Экономическая и военная мощь Китая сегодня неоспоримы. В одних сферах КНР сильнее США, в каких-то – слабее. Но другой такой страны на планете нет.
Для США было бы идеальным объединение двух этих стран для управления всей планетой. Противостоять такому союзу было бы невозможно. Однако привычка к мировому доминированию и к однополярному миру, не дает американским политикам возможности даже задуматься об улучшении отношений с КНР. Америке нужен внешний враг, с которым бы она боролась, не замечая внутренних проблем.
Россия же сегодня имеет уникальный шанс улучшить свои отношения с Китаем. У нас нет идеологических стопоров. Нет причин для какого-то противостояния. Но у нас есть общий противник, который мешает нам развиваться. Именно на этой базе и должны строиться наши отношения.
Если мы сумеем создать действительно работающий союз России и Китая, то вполне сможем противостоять союзу США и НАТО в целом.
А то, что (в связи с изменениями во внешней политике США в сторону противостояния с КНР) изменилась и политика НАТО, мы уже видим после последнего саммита стран альянса.